Плакат 19-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая в Шанхае. Фото: Aly Song / Reuters

Плакат 19-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая в Шанхае. Фото: Aly Song / Reuters

Несколько лет назад глава КНР Си Цзиньпин заявил, что выживание правящей партии, фактически – существующего строя, «зависит от общественной поддержки». Для ее сохранения используются все доступные средства. В стране создается система тотального электронного контроля, составляются подробные досье на людей (социальные рейтинги), это сопровождается идеологической обработкой в разных формах – от интернета, где действуют сотни тысяч проправительственных блогеров, до возрождающихся лагерей перевоспитания.

Идеология присутствует в кино и академических институтах. Используются даже самые простые средства: настенная агитация, активно применявшаяся в период культурной революции, переживает расцвет. Постерами c пропагандой национальных ценностей и официальными лозунгами завешивают стены домов, автобусные остановки, кассовые аппараты и так далее.

Жители некоторых городов шутят, что плакатов так много, что по ним, как по уличным указателям, можно находить дорогу. «Как попасть в банк в центре Пекина? – пишет корреспондент New York Times. – Пройти мимо постера о “силе государства”, свернуть направо у плаката, прославляющего Си Цзиньпина, пересечь мостик у баннера, провозглашающего новую эру процветания Китая».

За полчаса поездки журналист насчитал более 70 пропагандистских плакатов. Автор блога на портале China Source писал, что за несколько месяцев на небольшой улице, где он живет, появилось более двухсот постеров: «Это большие, красочные плакаты, которые редко повторяются. Очевидно, что на их производство потратили много ресурсов».

Действительно ли это работает? Некоторые из местных жителей, когда их спросили о постерах, ответили, что не замечают их. Другие, напротив, утверждали, что такая агитация не просто привлекает внимание, но и убеждает людей. Во всяком случае информационное пространство заполняется идеологией. Схожую тактику, как отмечали американские социологи, применяют проправительственные блогеры (так называемая «50-центовая армия») в интернете – исследование показало, что они не столько пытаются переспорить оппонентов, сколько отвлечь людей от дискуссий на острые темы, переводя разговор и заполняя форумы похвалами в адрес режима.