Борьба за Telegram затрагивает права и свободы, причем самые универсальные, без которых нельзя быть человеком в полном смысле этого слова. Наша жизнь представляет собой последовательность решений, которые мы принимаем, стремясь к тому, что считаем благом, и основываясь на той информации, которой располагаем. Чем ее больше, тем более рациональным (обоснованным) может быть наше решение, чем информация доступнее, тем проще нам быть рациональными. Право знать столько, сколько нужно для принятия решений, касающихся нас самих, – это право естественное, потому что быть разумным относится к сущности человека, и также право общечеловеческое, потому что каждый желает его для себя.
Если же кто-то пытается нужную мне информацию исказить или скрыть, то такого рода действия являются по отношению ко мне враждебными. Они мешают мне действовать разумно, то есть к наибольшей для меня выгоде, а их конечная цель состоит в том, чтобы меня ослабить, дезориентировать и установить надо мной господство. Точно так же я оцениваю и действия, направленные на подслушивание, подсматривание, перехват моих письменных или электронных сообщений, поскольку они лишают меня свободы скрывать свои мысли или же сообщать их именно тем, для кого они предназначены. Так вкратце можно описать отношения между естественными правами человека и всевозможными запретами на знание и обмен информацией – блокировкой интернет-ресурсов, закрытием архивов, запрещением книг и вообще всякими секретами.
Привычка торговать угрозами ведет к войне
Единственным оправданием ограничения свободы знать, как обстоят дела, и конфиденциально обмениваться информацией, может быть забота о моем же благе. Но тогда получается, что я как человек неполноценен, не в состоянии мыслить и действовать к собственному благу и потому нуждаюсь во внешней опеке. Поддержанием в людях убеждения в их неполноценности тысячелетиями занимались институты традиционного общества, да и сегодня идея дискриминации «среднего человека» – в первую очередь в сфере доступа к информации и влияния на политические решения – остается в элитарных кругах живой и популярной. Эпоха относительной свободы для широких масс европейской части человечества не длится пока и ста лет – это совсем недавнее завоевание, с которым продолжает бороться старый враг – государство в руках правящего меньшинства. Циркуляция элит в демократиях ослабляет, но не устраняет стремление государства подавлять и господствовать – такая уж природа у симбиоза государства и людей, занимающих в нем посты.