Дональд Трамп и Ньютон Гингрич. Фото:  John Sommers II / Getty Images

Дональд Трамп и Ньютон Гингрич. Фото: John Sommers II / Getty Images

Дружеский панегирик – сравнительно редкий жанр литературы, посвященной действующему президенту США, и хотя бы на этом основании книга «Понимая Трампа. Правдивая история о человеке, а не о президенте» Ньютона Гингрича (вышла в издательстве «Эксмо») достойна внимания.

Во избежание двусмысленности автор, экс-спикер Палаты представителей Конгресса с правоконсервативными взглядами, уже в аннотации представлен как близкий друг семьи. А в предисловии, написанном Эриком Трампом, младшим из сыновей президента от первого брака, мы читаем, как чета Гингричей в ходе президентской кампании сражалась «плечом к плечу с нами». Впрочем, журналист Майкл Волф, автор другой нашумевшей книги о Трампе «Огонь и Ярость», утверждает, что у будущего президента практически не было друзей-политиков (за исключением бывшего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани и экс-губернатора штата Нью-Джерси Криса Кристи). Но их число заметно увеличилось с воцарением Трампа в Белом доме.

Порой начисто лишенный полутонов, грубо комплиментарный стиль Гингрича вызывает чувство неловкости. Чего стоит одно только сравнение принципов Трампа с четырехсторонним столом: «Одна сторона стола – предельно “антилевая”, другая (назовем ее так) – “антиглупая”, третья – “антиполиткорректная” и, наконец, четвертая – проамериканская». Кроме того, «Понимая Трампа» без меры нашпигована цитатами из известной трамповской книги «Искусство сделки», которую теперь считают экстрактом делового опыта и житейской мудрости президента. Вот только Трамп ее не писал, читаем мы у Волфа: «Ее настоящий автор Тони Шварц утверждает, что вклад Трампа был близок к нулю и что он, вероятно, даже не прочел ее до конца».

Однако встречается в книге Гингрича отсыл и к другой литературе – например, «Skin In The Game» Нассима Николаса Талеба, выход которой в конце прошлого года был предварен серией эссе, опубликованных в блоге автора. «Когда я прочитал короткое эссе Нассима Николаса Талеба, мне показалось, что комнату озарил яркий свет», – признается Гингрич.

Талеб пишет об интеллектуальных идиотах – напыщенных кабинетных ученых и диванных экспертах, не познавших реальной жизни и столь ненавистных Гингричу. Какое отношение это имеет к Трампу? Гингрич уверен, что засилие интеллектуальных идиотов в американской политике, образовании и медиа не позволяет элитам страны отнестись к президенту США с должным уважением. Попросту говоря, все эти люди его не понимают.