Министерство экономики уже во второй раз предлагает реформу экономического развития регионов России, в которой власти регионов могут увидеть не столько макроэкономический инструмент, сколько подготовку к масштабному укрупнению регионов – реформе, остающейся на повестке уже несколько лет. Предложенная в этот раз министерством «Стратегия пространственного развития» предлагает поделить все регионы России на 14 макротерриторий, благодаря чему у них должно появиться больше возможностей для развития. Эти группы будут созданы с учетом инфраструктурных условий (транспортные сети, выход на международные рынки) и экономических ресурсов, а внутри них будут созданы особые экономические условия. За счет более развитых региональных центров в рамках макротерриторий планируется развивать экономические связи и торговое сотрудничество.
Что планируют сделать?
Предложенная министерством модель достаточно расплывчата, и хотя она не предполагает напрямую упразднения федеральных округов, она явно покушается на их зону ответственности. Поэтому полпреды президента очередной итерации реформы явно не очень рады.
Если, однако, отвлечься от этой возможности, то за неопределенностью формулировок Минэкономики предположительно стоят две цели: упростить процесс управления регионами и создать возможности для экономического выравнивания, хотя бы внутри новых территориальных объединений. Управление огромной территорией, поделенной на 85 регионов и страдающей от острого экономического неравенства, в отсутствие классической федеративной системы действительно требует новых придумок и административных ходов.
Примерно такие же цели – упростить управление и снизить неравенство, – ставятся при попытках объединить территории и в других странах мира. Чем больше субнациональных единиц, напрямую подконтрольных центру, тем больше административных задач приходится решать федеральным ведомствам. Проведенное группой испанских политологов исследование децентрализации в испанских муниципалитетах показало, что при отсутствии делегирования эффективность управления сильно падает: регионы с меньшим объемом полномочий тратили больше денег и реже удовлетворяли запросы избирателей. При этом с течением времени ситуация становилась только хуже.
Исследования показывают, что децентрализация вкупе с перекройкой границ на основе экономических и социальных связей дает многоуровневым и разнородным странам более успешную и эффективную систему управления. Но здесь нужно соблюсти несколько условий.