У 9 сентября, единого дня голосования, мало шансов войти в историю – по крайней мере, Москвы. Выборы столичного мэра, как это принято в современной России, безальтернативны, а их итоги на редкость предсказуемы. Нет интриги даже с явкой: социологи гадают, но никто всерьез не верит в провальные цифры, ведь на этот случай всегда есть официальная статистика.
Власти тем временем старательно пытаются выдать желаемое за действительное. Формальную процедуру переназначения действующего мэра – за честную игру и судьбоносный выбор. Ритуальный поход избирателя на участок преподносится как «прямая возможность влиять на власть путем голосования, какой не было никогда за всю тысячелетнюю историю нашего государства».
Но правда в том, что никакие проникновенные воззвания не сделают кампанию менее пресной и безликой. И если что-то и способно отложиться в памяти, то только та загадочная скрупулезность, с какой анализировалась ее пустая атрибутика – программы кандидатов, содержание дебатов, стратегии работы с избирателем и, конечно, избирательный фонд фаворита. Большой ли он? Кто и сколько в него пожертвовал?
Конечно, подобные вопросы мы можем задавать себе из праздного любопытства. Но, по сути, они лишены смысла – как и предположение, что на успех столичного мэра в гонке за последние три месяца могла повлиять эффективная работа избирательного штаба, а не многолетняя деятельность целой отрасли городского хозяйства, находящейся на многомиллиардном содержании у московских властей.