Центрально-Европейский университет – один из крупнейших университетов Центральной и Восточной Европы – объявил в октябре, что намерен покинуть Венгрию, в которой работал с 1991 года. Полтора года переговоров с венгерским правительством ничем не закончились. По новым правилам, вступающим в силу с 1 января следующего года, университеты с двумя аккредитациями не могут учить студентов (ЦЕУ аккредитован в США и в Венгрии), не могут получать финансирование из-за рубежа, а нанимать профессоров из третьих стран станет гораздо сложнее. Это очередной пример того, как политический режим в Венгрии постепенно приобретает авторитарные черты, а всякого рода свободы, включая академические, ограничиваются.
Как происходила централизация власти в Венгрии?
С 2010 года у власти в Венгрии находится партия «Фидес», возглавляемая премьер-министром Виктором Орбаном. Сразу после получения конституционного большинства партия принялась активно перекраивать существующие электоральные правила, причем многие из этих изменений, по данным исследования политолога Мэтью Боггартса, были позаимствованы у постсоветских авторитарных стран.
Например, был существенно повышен проходной барьер для партийных списков на выборах. С одной стороны, это должно было препятствовать излишней фрагментации парламента. Но с другой стороны, реформа дала большое преимущество крупным партиям-монополистам на политической арене, и «стоимость» входа для новых игроков стала неподъемной. Кроме того, были отменены требования по минимальной явке и второй раунд в мажоритарной части парламентских выборов. Это позволяет одержать победу той партии, которая сможет задействовать административный ресурс и привлечь необходимый для своей победы минимум, не разжигая политического интереса со стороны электората (аналогичным механизмом «высушивания» явки пользовалась «Единая Россия» на парламентских выборах 2016 года). В репертуар авторитарных политических практик Венгрии входят также поддержка властью многочисленных партий-спойлеров, отнимающих голоса у оппозиции, и активное использование административного ресурса в день голосования.