Протестный митинг, 2018 год. Фото: Grigory Dukor / Reuters

Протестный митинг, 2018 год. Фото: Grigory Dukor / Reuters

Список российских новогодних кинопремьер 2019 года открывает 1 января фильм «Т-34». Волею Минкульта в этот день никаких других премьер не запланировано. Это «безалкогольное первое января» для многомиллионной страны можно считать символическим итогом «молодежной политики» Кремля, настоящая цель которой – апгрейд сознания, «испорченного» Голливудом, и внушение молодежи в качестве базовых ценностей слегка модернизированного патриотизма советского образца. Сегодня подобные насильственные методы кажутся совершенной утопией – но госполитика в отношении молодежи сама напоминает танк. Ответом стала реальная политизация молодежи – ее можно считать одним из главных феноменов 2018 года.

Тревоги власти по поводу молодежи вполне объективны. Количество «школоты», участвующей с 2017 года в протестных акциях, конечно, преувеличено прессой – но суть от этого не меняется. «Протест помолодел» – теперь на юных участниках акций в первую очередь фиксируют внимание телекамеры, о них сообщает ОВД-Инфо, и это уже обязательная присказка любого политолога.

Появлению феномена «рассерженной школоты», впрочем, способствует вполне объективный фактор – время. То единственное, чем пока не может управлять государство. Годы идут – в нашем случае это означает, что в стране выросло уже второе несоветское поколение, которое лишено привычных комплексов. «Политизация» молодежи означает не буквальное участие в политике – просто они не относятся к власти как к сакральной ценности, а рассматривают политику как инструмент для достижения собственных целей. Участие в протестах не кажется им чем-то крамольным – впрочем, власть с помощью уголовных дел вроде «Нового величия» или «Сети», административных арестов, преследований за лайки и репосты делает все возможное, чтобы развеять эту иллюзию.