
Участники митинга-шествия против ввоза мусора из московского региона на территорию Архангельской области. Фото: Алексей Липницкий / ТАСС
Отдельной политически интересной интригой в России становится то, как администрация президента ищет пути предупреждения и управления протестами на местах. В последние месяцы поводов для беспокойства появилось немало: то стихает, то вновь поднимается волна протеста в Ингушетии, вдруг в федеральные новости выходит Якутия, потом полыхает Архангельская область, на фоне которой маячит Екатеринбург. Акции очень разрозненные, пока слабо политизированные, не имеющие серьезных политических лидеров, но создающие уже много головной боли. Если в 2018 году родилась проблема, как быть со снижающимся рейтингом и, следовательно, избираемостью ставленников власти, то сейчас к этому добавилась и проблема непредсказуемости протестов.
У Кремля есть три главные проблемы с протестами. Первая, ключевая – в Кремле с трудом понимают, как мониторить ситуацию в регионах, как создать такую систему анализа общественных настроений, которая могла бы предсказывать всплески протестной активности. Кураторы внутренней политики не считают существующие инструменты достаточными, и, кстати, недавняя статья в газете «Ведомости» этому прямое свидетельство. По ней хорошо видно, как Кремль переваливает вину на социологов за невозможность держать ситуацию в регионах под контролем и пытается развить свои механизмы мониторинга и социального наблюдения, чтобы иметь возможность не просто быстро реагировать постфактум, но и действовать на опережение. Иными словами, один из главных вызовов для Кремля – это непонимание глубины, динамики и причин протестов. Это усугубляется еще и тем, что иногда протесты вдруг возникают там, где проблема существует давно (например, национальный вопрос в Якутии), но резко обостряется из-за неподконтрольных факторов-катализаторов, либо там, где для протестующих нет прямой угрозы, например, как в ситуации с мусорным полигоном в Архангельской области, который планируют строить вдали от населенных пунктов. Кураторам кажется, что они имеют дело со стихией, а значит, нуждаются в хороших метеорологах.
Вера в иерархию, в построенную вертикаль власти с оборванной обратной связью еще хуже, чем самодержавие. Был такой монарх Фридрих Великий, считавший обязанностью монарха вникать в нужды народа и заботиться о нем, быть справедливым и не допускать неправосудных приговоров, эти идеи отражали его веру в "просвещенную монархию".
Удивительно, что эту практически нереализуемую модель, воплотили в нынешней России, причем без просвещенного монарха. Какой из Путина просвещенный монарх? Чему его учили в советских вузах и КГБ? И когда оказалось, что если не Путин, то кто? У Дмитрия Быков вместо "кто" был Кот (Дай бог, ему, Дмитрию Львовичу, скорейшего выздоровления).
В итоге мы получили застой, еще более сильный, чем при дорогом Леониде Ильиче. Нынешнее положение похоже на зреющий бунт аборигенов против колонизаторов, засевших в Москве. Посылаемые в провинции наместники с проблемами не справляются, да они и не знают, как это делать, но отказаться от лестной должности не могут, а то ведь второй раз не предложат. Главная же их задача воровать, но так, чтобы не попасться. "Говоришь, что все наместники - ворюги? Но ворюга мне милей, чем кровопийца". Путин все-таки не Сталин, тот бы прислал кровопийц. А суть явления описана Иосифом Бродским в тех же "Письмах к римскому другу":
"Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
Все интриги, вероятно, да обжорство".
"Страна движется к кризису путинской модели политического управления, которая просто не может работать в условиях роста отчужденности власти от общества и кризиса политических инструментов регулирования конфликтных ситуаций."
Как красиво описывается банальная вещь - самодержавие. Самодержавие в условиях двадцать первого века приводит к всеобщей деградации.
Самодержавие без самодержца.
И в этом есть своя "сермяжная правда". Россия такая страна, где любую идею доводят до крайности, до абсурда. В XX веке это был коммунизм. Коммунизмом наелись до тошноты - всё, хватит! Теперь на очереди идея самодержавия. Когда всё рухнет в очередной раз, придем к парламентской республике. Да, после всех "дум" - и царских, и нынешних - придем к парламентской республике! Вот в это я верю.
Блестящая статья!
Что, пацанский юморок про презервативы вдруг перестал работать? Или дорогие россияне начали догадываться, кто здесь главный презерватив?
Извините, но говорить всерьез про "модель управления" ленинградского гопника я не хочу. Тоже мне демиурги из подворотни!
Не надо недооценивать. Очень умный человек - и это - лучшая гарантия того, что второго такого система уже не сможет никогда изрыгнуть и сразу рухнет.
Ну и возрастные изменения никто не отменял.
Суть не в его личных качествах. Система - это всё тот же российский авторитаризм, доставшийся нам от большевиков. Убрали идеологию, оставили механизм. То, что последний работает всё хуже и хуже, меня лично радует. Надеюсь, что гадина окончательно сдохнет. И заметьте, я не про "вождя". Я про "Систему", которой недавно здесь восхищался Павловский.
Обидно, конечно, но модель работает и это трудно не признать!
кто-то думает о рейтинге и избираемости ? Покажите.
+
вчера рейтинг Сталина скаканул. А завтра скажут , что рейтинг Путина док-во плюрализма и демократии в стране. Какой кризис рейтинга, когда 2 человек ликвидируют полторы тысячи космонавтов.
Последний пример – как раз архангельский эпизод, где губернатор Орлов назвал протестующих «шелупонью».
Ну и что? Это ласкательное. Даже не дерьмо.
зато Орлов лоялен. Доказал.