24 мая на московской конференции «Будущее по Марксу» выступит Джоди Дин – политический философ из США, профессор политической науки в Колледжах Хобарта и Уильяма Смита, автор понятия «коммуникативный капитализм». Republic поговорил с Дин о том, что не так с современной демократией, какие идеи можно почерпнуть из «Чевенгура» Андрея Платонова и почему солидарность в долгосрочной перспективе сильнее иронии.

– Одно из ваших московских выступлений будет посвящено исследованию понятия «товарищ». Почему вдруг оно показалось вам актуальным?

– В первую очередь понятие «товарищ» интересно потому, что политические теоретики странным образом никогда не обращали на него внимания. Они писали о королях, принцах, горожанах, друзьях, рабе и господине, как Гегель, но почему-то не существует ни одной систематической теоретической работы об отношениях между теми, кто находится на одной стороне политической борьбы.

Вторая причина – в наши дни очень многие, особенно в США, предпочитают, говоря о политике, называть близких им людей «союзниками». Но союзник – это форма политических отношений, берущая свое начало в политике идентичности, когда кто-то считает «окей, я женщина, и моя политическая борьба – это борьба бок о бок с другими женщинами, мужчины тут могут быть лишь союзниками, они могут лишь выражать свою поддержку». То же самое касается и афроамериканцев, лесбиянок, геев, трансгендеров, они тоже убеждены, что по-настоящему разделить их борьбу могут лишь те, кто разделяет их идентичность.

Думаю, политически это ужасный ход. Потому что он лишь способствует дальнейшей фрагментации и не создает какого-либо масштабного измерения борьбы. Для того чтобы его создать, необходимо быть товарищами. Товарищ – это достаточно базовая форма политического единства: все, что тебе по-настоящему нужно, это находиться на одной стороне, для этого не нужно разделять гендерную или расовую идентичность. Более того, по-хорошему от них даже нужно отказаться, чтобы показать – важно лишь то, что ты можешь положиться на меня, а я на тебя в ходе борьбы за общие цели.

Советская традиция дает нам одни из лучших примеров описания товарищества. Именно поэтому я много изучала именно советских писателей – Горького, Коллонтай. А российские друзья подсказали мне почитать Платонова, и я очень многое почерпнула именно у него.