Когда в конце года приходится подводить культурные итоги, привычка услужливо подсказывает формальные критерии: новые книги, спектакли, концерты. Но в последние годы все это не очевидно, а главным событием становится то, что не вписывается в рамки, – например, отказ рок-музыкантов выступать на милитаристском «Нашествии» или концерт в поддержку рэпера Хаски в 2018-м. Уже сейчас можно сказать, что московские протестные прогулки – это и есть главное культурное событие года 2019-го.
Естественно, не совсем уместно предаваться эстетическим размышлениям, когда на улицах столицы почти каждую субботу карнавал имени Дарта Вейдера (политолог Владимир Пастухов видит в новой экипировке силовиков картинку из фильма «Звездные войны»). В прошлые выходные обошлось без задержаний, но незарегистрированные кандидаты больше месяца провели за решеткой, а Илья Яшин арестован пятый раз подряд. Четырнадцати участникам мирных акций грозят уголовные статьи. С другой стороны, единственное, что может обнадеживать в этой ситуации, – символический смысл происходящего. Сергей Медведев пишет, что жестокость подавления мирных протестов 27 июля и 3 августа – это новый 1937 год, и с этим можно согласиться, возразив лишь одно: в 1937 году никому бы в голову не пришло выражать свое несогласие открыто.
В Санкт-Петербурге или Екатеринбурге в этом году общественная активность также принимала оригинальные формы, однако прогулки все-таки по преимуществу московская вещь. По итогам летних протестов можно говорить об укоренившейся городской традиции. Почему в Москве именно прогулки? Бульвары, кольцо – кажется, сама топография подсказывает формат: правда, как замечает Дмитрий Быков, Москва – это всегда прогулки по кругу, и в политическом смысле тоже. Прогулка в своем роде компромисс – между тотальным «нельзя» и узкой щелочкой «попробуйте». Формат сложился спонтанно в конце 2011 года, буквально после первого массового митинга, и приживался в течение всего 2012 года, получив символическое завершение в виде «прогулки писателей». Было тогда чувство: ну, уж по крайней мере гулять можно. Гулянье по Москве 2019 года – еще и постчемпионатное: можно сказать, это конвульсии «улицы Никольской».
Тонко и верно подмечено.
Совковость тяжело лечится. Надежда только на новые поколения. Но и их старательно обрабатывают на всяких «территориях смыслов».
Поехал в Москву на встречу с родственниками, уехавшими в США, пошел показать их внучке центр города. Никольская разочаровала аляповатыми фонариками, что-то избыточно конфетное. А Красная площадь исчезла: вся в трибунах и лавках, ощущение, что попал на старый базар, до Василия Блаженного доковыляли, противоположную сторону площади вообще за трибунами не увидели. Лишь по дороге в Александровский сад через проезд показал издали мавзолей. По-моему, парады военных оркестров, в каком виде они задуманы, надо проводить в другом месте, даже на месяц не надо закрывать красивейший архитектурный ансамбль столицы.
Красная площадь сейчас - помесь различных сущностей: кладбище, плац, сакральное место с храмом и мавзолеем, гульбище по официальным праздникам. Площадь ограничена стеной с бойницами и красными звёздами, Историческим музеем с двуглавыми орлами, огромными торгами (ГУМ) с флюгерами и храмом Василия Блаженного с крестами.
Каждому - своё!
Очень точное замечание. Но трибуны, гульбище и палатки вызывают чувство протеста на уровне только эстетики. Об этике власть уже давно забыла.
Забавно. В конце 50-х стиляги гуляли только по левой стороне средней части главной улицы Харькова (Сумской) от памятника Шевченко. Эта часть носила название "Бобкин-стрит*, в отличие от правой, именовавшейся "Гапкин-штрассе" ("Гапка" украинское имя и кличка сельских жительниц, приезжающих в Харьков)