Фото: Телеканал «Царьград»
Переиначивая поэта и философа, можно было бы сказать: «Либерализм, хоть имя дико, но мне ласкает слух оно». Значение термина разрослось до масштабов невероятных и покрывает вообще все, что может не нравиться офицеру госбезопасности средней руки с его представлениями о том, как устроен мир. Иногда семантика слова не вполне соответствует реальному его содержанию: как в моем советском детстве обидчиков обзывали богатым словом «еврей», так и сейчас любого оппонента в любом публичном споре называют «либералом».
Глава российского государства говорит о провале либерализма в мире, а его собственный вполне управляемый коммунист Геннадий Зюганов называет правительство РФ «либеральным», притом что его фактический глава – антилиберал. А если уж говорить о том, что происходит на самом деле, никаких либералов в правительстве нет, а термин «сислибы» безнадежно устарел: те, кто все еще метится этим термином, – обыкновенные технократы, чья задача – по возможности ликвидировать последствия иррациональных политических решений. Модель «умный еврей при дураке-губернаторе» тоже не срабатывает: никакой умник не в состоянии разобраться с проблемами разной степени долгосрочности, которые создает государство своей политикой.
Бывают и ситуации иного рода, когда специалисты, например, отличают по невидимым миру признакам либерализм от республиканизма, что, впрочем, широкой, да и сравнительно узкой публике так просто не понять.