REUTERS / Maxim Shemetov

Презентация, на днях опубликованная новым министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максутом Шадаевым, наделала шуму. В ней чиновник предложил обеспечить к 2024 году российских силовиков свободным доступом к фактически любой конфиденциальной информации граждан. И хотя Шадаев в тот же день опроверг утверждение, будто речь шла о чем-то большем, нежели отказ от бумажных запросов в рамках оперативно-розыскной деятельности МВД или ФСБ, текст самой презентации недвусмысленно сулил уполномоченным сотрудникам силовых ведомств «онлайн-доступ к госданным, данным банков, операторов мобильной связи, интернет-сервисов».

Оруэлловские страхи, конечно, актуальны не только в России. Так, на неделе более 40 общественных организаций США обратились в Совет по надзору за гражданскими свободами с предложением рекомендовать американскому президенту и Министерству внутренней безопасности приостановку лицензионных соглашений на использование камер с технологией распознавания лиц.

«Существует растущая озабоченность тем, что методы распознавания лиц, используемые авторитарными правительствами для контроля над меньшинствами и ограничения инакомыслия, могут распространиться и на демократические общества», – говорится в открытом письме НКО.

В Америке, надо признать, для этого создана вся необходимая инфраструктура. В своей книге «Неизбежно» Кевин Келли, сооснователь и главный редактор журнала Wired, отмечал, что по состоянию на середину 2010-х в центрах большинства американских городов камеры записывали происходящее в режиме 24/7. Кроме того, 68% госслужащих, 59% сотрудников частных компаний, 98% банков, 64% государственных школ и вузов и 16% домовладельцев жили или работали под взглядом камер. «Возможность правительства следить за гражданами пропорциональна его бюджету», а у Штатов он огромный – несопоставимо больше, чем российский.

Зато в России пока нет и не предвидится гражданского контроля за подобной деятельностью, что развязывает руки государству и открывает новые возможности связанному с ним бизнесу. Создаваемую последние годы в Москве систему видеонаблюдения мэр Сергей Собянин с гордостью называет «одной из крупнейших в мире». Недавно город объявил тендер на закупку мощнейшей компьютерной техники, позволяющей анализировать картинку со 175 тысяч видеокамер, установленных в столице. Московский бюджет готов потратить 2 млрд рублей – в дополнение к 1,2 млрд, что были направлены властями на те же цели в конце прошлого года. На неделе «Ведомости» сообщили, что важный элемент городской системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц – технологию их поиска в видеопотоке – Москва приобрела у компании Ntechlab, среди акционеров которой значится «Ростех» и фонд Рубена Варданяна (подконтрольные бизнесмену структуры управляют деньгами семьи главы госкорпорации Сергея Чемезова).

Фото пресс-службы мэра и правительства Москвы

Несправедливо будет сказать, что происходящее не встречает ни малейшего протеста. По крайней мере один такой случай точно зафиксирован. Активистка Алена Попова была оштрафована на 20 тысяч рублей за одиночный пикет у Госдумы по решению суда, которое было подкреплено многократно увеличенным изображением девушки, полученным на основе записи с камеры видеонаблюдения и, судя по всему, с применением технологии распознавания лиц. Минувшей осенью Попова обратилась в Савеловский районный суд Москвы с иском против МВД и столичного департамента информационных технологий. Однако суд, что ожидаемо, отказался его удовлетворить.

«У нас есть Конституция, которая запрещает вмешательство в личную жизнь, – возмущалась тогда Попова, чьи интересы представляла общественная организация “Роскомсвобода”, – если только по этому поводу нет решения суда и человек не находится в базе преступников или подозреваемых».

На днях, комментируя темпы разворачивания систем видеоаналитики в Москве, о Конституции вспоминал и Сергей Собянин – правда, в несколько другом контексте. Он заострил внимание на возросших требованиях мер безопасности на массовых мероприятиях в столице, которых становится все больше. За прошлый год, по данным мэра, их посетило в общей сложности 55 млн человек:

«В этом году будет не легче. […] потребуется много усилий, чтобы обеспечить надлежащую безопасность. В ближайшие месяцы, как я понимаю, нам предстоит провести голосование по поправкам в Конституцию, что по политическому накалу, массовости и обеспечению правопорядка можно приравнять к выборам федерального уровня».

А значит, необходимо больше контроля. Много, очень много лиц предстоит еще распознать. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госрегулирование. «Привлечь на аутсорсинг юридических и физлиц для детективной деятельности»