Смотр личного состава 104-го десантно-штурмового полка псковской дивизии ВДВ. 1 марта 2020 года. Фото: Kremlin.ru

Смотр личного состава 104-го десантно-штурмового полка псковской дивизии ВДВ. 1 марта 2020 года. Фото: Kremlin.ru

В то время как другие страны выделяют беспрецедентные суммы на прямую поддержку бизнеса и работников, попавших в тяжелую ситуацию из-за пандемии коронавируса и введенных карантинов, Россия идет своим путем. Здесь бизнесу предлагают льготы и отсрочки, одновременно требуя от него сохранять рабочие места во время «нерабочего месяца». Почему это нормально для нынешнего (всегдашнего?) российского руководства, объясняет Николай Кульбака.

Прозрачный экономический кейс

Давно уже стало общим местом высказывание, что политика – грязное дело. Точно так же привычным является противопоставление народа и власти. В такой схеме представляется, что существует некий абстрактный народ и некая власть, Левиафан, которая давит этот народ и не дает ему подняться. Перевернув это высказывание, мы получаем идеальную власть, которая заботится о народе и решает его проблемы, а народ, соответственно, эту власть считает «правильной». Именно с этой точки зрения и рассматриваются все действия власти. Или она хороша и делает что-то для народа, или она плохая и не делает ничего.

Ущербность такого подхода выясняется сразу же, как только мы начнем понимать, что абстрактного народа не существует, а любое действие в экономике кому-то будет выгодно, а кому-то нет. Причем совершенно не обязательно это действие будет полностью в плюс или полностью в минус. Смотреть необходимо на общую выгоду, которая зависит от многих вещей, включая, например, горизонт планирования. Какое-то решение даст выигрыш в этом году, а через 5–7 лет даст отрицательный эффект, или, наоборот, что-то невыгодно завтра, а вот послезавтра позволит сэкономить множество ресурсов.

Таким образом, любое экономическое решение необходимо рассматривать в сложной системе, где есть множество действующих лиц – есть лица, принимающие решения, и есть различная выгода, которую получают участники этой системы, включая их возможности влиять на процесс принятия решения. В этих условиях очевидные, казалось бы, решения выглядят не столь однозначными, а оценки выгоды могут меняться на противоположные.