Переговоры Владимира Путина и принца Мухаммеда бин Салмана, 29 июня 2019 года. Фото: Kremlin.ru

Переговоры Владимира Путина и принца Мухаммеда бин Салмана, 29 июня 2019 года. Фото: Kremlin.ru

Решение, которое 9 апреля приняли участники группы ОПЕК+, было в целом ожидавшимся. Ради того, чтобы хотя бы частично убрать с рынка нефть, оказавшуюся невостребованной из-за падения спроса, они договорились о солидарном снижении добычи. На два месяца – май и июнь – они согласились урезать среднесуточный объем производства нефти на 23%, что в сумме дало 10 млн баррелей. На следующем этапе снижение сократят до 8 млн баррелей в сутки до конца года, а в 2021 году и первом квартале 2022 года – до 6 млн.

Сделка

Для всех участников сделки уровнем, от которого надо измерять сокращение, стала добыча в октябре 2018 года – однако для России и Саудовской Аравии было сделано исключение, и это стало сенсацией.

Обе страны будут отсчитывать 23% от одинакового среднесуточного объема в 11,3 млн баррелей, но, если для России это реальный уровень на данный момент, для Саудовской Аравии это потенциал не добычи, а экспорта. Саудовская добыча – примерно 9,8 млн баррелей в сутки, но страна накопила в арендованных супертанкерах и многочисленных своих нефтехранилищах по всему свету столько нефти, что может поддерживать экспорт на более высоком уровне.

Иными словами, саудовцы должны сократить всего 1,5 млн баррелей от своей реальной добычи, а российские компании – 2,55 млн баррелей. После этого обе страны будут иметь одинаковый объем получаемой ежесуточно нефти – 8,75 млн баррелей. По любым меркам Россия в этой сделке жертвует намного больше, чем ее саудовский конкурент. Она обязана сократить нефтяной экспорт наполовину, поскольку сокращать поставки для внутреннего потребления не может.