В июне 2020 года шаман Александр Габышев уже второй раз был помещен в психиатрическую клинику. Походы Габышева на Москву привлекли много внимания правоохранительных органов и СМИ. Стоит ли бояться Габышева как религиозного вождя, который может повести за собой на Москву толпы сторонников, или это просто одиночка со своеобразными представлениями о мире? И какое вообще шаманам дело до политики? При каких условиях шаманизм политизируется и превращается в милленаристские (связанные с верой в грядущую социальную трансформацию) течения? Имеет ли это все отношение к «традиционному» шаманизму или мы имеем дело с каким-то изводом современной эзотерики?
Государство и шаманизм
Минувшей зимой я провела два месяца в Бурятии и Иркутской области в экспедиции. Меня интересовало переосмысление шаманизма в контексте религии, которое происходило в этом регионе в постсоветские годы. С начала 2000-х шаманы стали объединяться и регистрировать «местные религиозные организации». В первую очередь это происходило в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Тыве: к концу 2019 года таких организаций там было уже 23. А вот в Якутии или на Алтае, где тоже распространены различные формы шаманизма, «религиозных организаций», как ни странно, нет.
Регистрация «шаманских организаций» потребовала от Минюста найти формальные основания, по которым шаманизм может считаться религией. Ими стали эволюционные теории происхождения религии XIX – начала XX века. Логика такая: шаманизм – этап развития религии, его элементы можно найти в различных религиозных системах. Значит, шаманизм – тоже религия. Примерно так рассуждали религиоведческие комиссии, которые собирались при регистрации организаций: «Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий».
Так шаманизм удалось вписать в бюрократическую схему классификации религий. Представители шаманских организаций стали участвовать в межконфессиональных советах. Рассматривалась даже возможность объединить шаманские организации, создав единую организацию наподобие РПЦ или БТСР (Буддийская традиционная сангха России). Шаманизм стал осмысляться как религиозная конфессия.