В конце прошлого года более 300 членов калабрийской мафии (ндрангеты) были арестованы по обвинениям в убийствах, отмывании денег, вымогательстве и наркоторговле. Скоро они должны предстать перед судом (UPDATE: процесс начался 13 января 2021 года). Процесс обещает стать самым громким на Апеннинах после суда над сицилийской мафией в 1986 году.
Обвинение наверняка воспользуется материалами журналистского расследования Financial Times (FT), которая выяснила, как калабрийская мафия отмывала миллиарды на главных финансовых рынках Европы.
За пять лет (2015–19) ндрангете удалось продать облигации, обеспеченных счетами итальянских больниц, как минимум на €1 млрд евро. Схема выглядела примерно следующим образом. Многочисленные компании, напрямую или косвенно связанные с ндрангетой, оказывали калабрийским больницам услуги. Здравоохранение в Италии финансируется централизованным образом. По многим счетам накапливалась задолженность. Через определенное время по этим счетам начислялась пеня, и они превращались в своего рода финансовый инструмент. В них, как в облигации, можно было вкладывать деньги и получать по ним проценты.
Компании специального назначения (SPV) скупали счета со скидкой, размещали их среди других активов и обеспечивали ими специальные бонды. Несмотря на то, что эти ценные бумаги не проходили проверку в рейтинговых агентствах, их выставляли на продажу «инвестбутики» – небольшие инвестиционные банки, работающие с частными и с институциональными инвесторами. У многих «инвестбутиков» есть офисы в Лондоне и других крупных финансовых центрах Старого Света. Кроме британской столицы, сомнительные инструменты продавались в Люксембурге, Монако и Милане. Людей, желающих заработать на «больничных» бондах во времена рекордно низких ставок, естественно, нашлось немало.
Среди институциональных владельцев долговых инструментов, связанных с калабрийской мафией, были как солидные банки, например, один из крупнейших в Европе Banca Generali, так и пенсионные, хеджевые фонды и различные семейные офисы.