Жители города во время митинга против назначения временно исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева и в поддержку губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Фото: Дмитрий Моргулис / ТАСС

Жители города во время митинга против назначения временно исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева и в поддержку губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Фото: Дмитрий Моргулис / ТАСС

Открытое противостояние жителей Хабаровска федеральному центру, стихийно возникшее после того, как следователи СКР совместно с сотрудниками ФСБ задержали уже бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, – пожалуй, самое захватывающее политическое событие года. Даже голосование по поправкам к Конституции отходит на второй план – и результат, и все возможные претензии здесь были, в общем, предсказуемы, в то время как хабаровский «бунт» продолжает набирать обороты и его исход неясен.

С конфликтом такого рода страна сталкивается впервые. Бывали случаи, когда возмущенные жители требовали отставки главы региона – например, в Калининграде зимой 2009–2010 годов или в Ингушетии в 2018-м. И Кремль был вынужден идти на уступки: калининградского губернатора Георгия Бооса не включили в список кандидатов на следующий срок (тогда губернаторов еще назначали из трех претендентов), также лишились должностей несколько чиновников администрации президента, ингушский глава Юнус-Бек Евкуров подал в отставку вскоре после митингов.

Но право Москвы увольнять по своему усмотрению под вопрос никем никогда не ставилось. Напротив, к этому праву обычно и апеллировали противники неугодных губернаторов. Отставки даже таких популярных руководителей, как Юрий Лужков, в свое время принимались беспрекословно. При всей политической специфике Дальнего Востока никто не выходил в защиту Александра Хорошавина, а отмена в 2018 году губернаторских выборов в Приморье, складывавшихся неудачно для партии власти, тоже прошла в целом для Кремля безболезненно.

Хабаровчане, защищающие «своего» губернатора, не слушают никаких увещеваний – ни запугивания коронавирусом, ни наспех выданных Владимиром Жириновским «инсайдов» о том, что Фургал-де и так собирался уходить, ни совсем уж автоматически сделанных намеков на иностранный след. Все чаще на митингах протеста звучит региональная нота – появляются анти-московские лозунги, флаг Хабаровского края используется повсеместно. Их не смущают обвинения в адрес Фургала – в конце концов, и Ерофей Хабаров, чьим именем названы город и край, отсидел в свое время в остроге.