Знак премии «Инновация» на историческом кованом полу нижегородского Арсенала. Фото: Алексей Шевцов

Знак премии «Инновация» на историческом кованом полу нижегородского Арсенала. Фото: Алексей Шевцов

«Инновация»

Гибридный выбор

«Дорогие друзья, мне трудно говорить – я вас не вижу. Я просто смотрю в камеру», – начала приветственную речь Марина Лошак, генеральный директор Пушкинского музея, а с прошлого года еще и член оргкомитета премии «Инновация». Она смотрела с экрана на публику, которая в расслабленных позах, завернувшись в пледы и попивая игристое и виски, расположилась во дворе нижегородского Арсенала.

Второй раз церемония проходила в Нижнем Новгороде, год назад переместившись туда из Москвы. Не навсегда, пока – до будущего года. Принятое в 2019-м решение поделить затраты на общее дело между регионами коснется, очевидно, и других городов, где существуют филиалы Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Именно эта структура, созданная почти 30 лет назад, учредила «Инновацию». С тех пор произошло много революционных изменений. ГЦСИ потерял самостоятельность, войдя сначала в состав РОСИЗО – тогда институцию покинул ее основатель Леонид Бажанов. А в 2017-м ГЦСИ был передан другому патрону – ГМИИ им. Пушкина. Волго-Вятский филиал центра, возглавляемый его основательницей Анной Гор, недавно стал филиалом Пушкинского музея. В филиале, расположенном в здании Арсенала, открылась выставка номинантов (теперь они все – победители) и прошла раздача наград.

Это было забавное, отлично придуманное, но странное действо. Андрей Сильвестров, режиссер-постановщик всех «Инноваций», нашел остроумный способ сделать церемонию безопасной в условиях ковида: пока зрители дистанцировались друг от друга на открытом воздухе, фигуранты выступали вживую в пустом закрытом пространстве. Онлайн-трансляция выдавала в зал/двор/эфир сжатые описания номинированных проектов, сделанные авторами заранее, и приветственные речи. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин назвал церемонию гибридной – и был точен. Гибридным здесь было все – не только сценическое решение, но и революционный выбор жюри, которое наградило не единичных победителей, а весь шорт-лист.

Британский пример

Строго говоря, не жюри «Инновации» первым решилось на такой уравнительный шаг. «Инновация» взяла пример с Премии Тернера – одной из самых авторитетных в мире наград в области современного искусства, вручаемой галереей «Тейт модерн». В мае 2020 года было объявлено, что Премия Тернера вручаться не будет, вместо нее выберут 10 художников и вручат им по 10 000 фунтов стерлингов как жест доброй воли и помощь в условиях эпидемии. Но британцы при этом увеличили призовой фонд – с 40 000 до 100 000 фунтов.

Премия Тернера, впрочем, платится из средств донаторов. А «Инновация» – из государственных и свидетельствует об истинном внимании власти к современному искусству. Фонд «Инновации» – 3 млн руб. – остался прежним. Поделить его придется на 31.