Саркис Дарбинян. Фото: личный архив

Саркис Дарбинян. Фото: личный архив

Саркис Дарбинян – адвокат в сфере киберправа, сооснователь проекта «РосКомСвобода», партнер «Центра цифровых прав» – рассказал журналу «Будущее» на платформе Republic о том, насколько новые коронавирусные меры, принимаемые московскими властями, соответствуют российскому законодательству и о том, как пандемия ковида изменила ситуацию с правоприменением, а также соблюдением базовых прав и свобод в России.

С тех пор, как мы говорили с вами в прошлый раз, в России прошло голосование по поправкам в Конституцию, парад Победы и множество других массовых мероприятий, однако протестные акции при этом не разрешали. Как это выглядит с точки зрения закона?

– Надо сказать, выглядит все это странно. Потому что, с одной стороны, мы видим сейчас, например, облавы на людей 65+, блокировку их транспортных карт. Но с другой, почему-то никого не смущало, когда людей того же возраста, бюджетников и не только, заставляли участвовать в голосовании по поправкам в Конституцию, что большинство из них не могло сделать иначе как придя на избирательный участок.

Так что, конечно, мы видим здесь очень избирательный подход. Власти готовы допускать скопления людей ради достижения собственных целей. Поэтому аргументы о борьбе с ковидом, с помощью которых власти ограничивают свободу людей собираться вместе и высказывать свое мнение, нам кажутся совершенно неубедительными.

Могут ли люди 65+, ставшие жертвами облав, подать на госорганы в суд за нарушение своих прав?

– Конечно, они могут подать в суд иск о признании незаконным соответствующего указа мэра или даже конкретных действий исполнительного органа. Но надо быть реалистом и понимать, что попытки судиться в Москве со столичным мэром, к сожалению, заранее обречены на провал ввиду полного отсутствия независимости у местных судов. Мы это уже видели по истории с цифровыми пропусками. Несмотря на то, что начисленные штрафы зачастую противоречили нормам действующего законодательства, московские суды очень неохотно отменяли эти штрафы. Какие только креативные способы они ни находили для того, чтобы либо отклонять эти жалобы, либо не рассматривать их вовсе, либо удовлетворять частично.

Но очевидно, что надо действовать. Возможно, профсоюзы, представляющие людей 65+, смогут взять на себя задачу по обжалованию этих неправомерных подзаконных актов. Мы понимаем, что профсоюзы у нас в стране – дохлая история, но, наверное, какие-то из них могут что-то предпринять.