Михаил Дегтярев  Фото: Администрация Хабаровского края

Михаил Дегтярев Фото: Администрация Хабаровского края

Достаточно просто открыть Конституцию РФ, особенно в нее не углубляясь, чтобы в статье третьей прочесть: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Заметим, эти тезисы даже в новой, увечной Конституции сохранили. Более того, именно многонациональный народ Российской Федерации сделали ответственным за новый текст Основного закона, организовав летнюю присягу при пне и отчитавшись о грандиозном количестве голосов «за» при внушительной явке. Это понятно. Это чтобы носитель суверенитета впредь не пенял ни на что из того, что с ним будет происходить. Сами голосовали. Осуществили, так сказать власть. Сами и виноваты.

Но при этом достаточно просто послушать временно исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края, чтобы узнать, что государственные люди понимают статью третью Конституции РФ на свой особенный лад: «Вот обычно любят на митингах покричать, эти горлопаны: “Мы здесь власть!” Вы – не власть, власть сидит в Белом доме, в мэрии, в администрациях. Это власть, выбранная источником власти, то есть народом. Вот главное, понимаете? Какая вы власть? Вы – избиратели, да. На выборах вы даете власть, люди, избранному руководителю», – выдал на днях Дегтярев, выступая в эфире одного из местных телеканалов.

Место, время, человек

Тут, конечно, много факторов сошлось – и политических, и человеческих. Имеют значение и время, и место произнесения яркой речи, и то, кто, собственно, речь произносит.

Место – Хабаровск, где протесты, начавшиеся после задержания Сергея Фургала (получившего свой пост после победы на сравнительно свободных выборах, заметим) длятся уже больше ста дней. Сто дней, к вопросу о времени, – это долго, столько ни один, кажется, регион не протестовал. Власть потихоньку от растерянности переходит к террору – один раз протестующих после полицейской провокации решились-таки жестко разогнать, дела против наиболее активных участников протестов тоже появляются. А люди все равно выходят на улицы. Это создает некоторую нервозность.

На стыке личного и политического – сама фигура видного члена ЛДПР Михаила Дегтярева, которого злые языки невежливо называют «банщиком Жириновского». Фигура не случайная, сам факт его появления в Хабаровске – результат довольно сложной политической игры. Фургал представлял ЛДПР, после его ареста Владимир Жириновский в Думе начал выступать с довольно резкими речами, наиболее оптимистичные наблюдатели утверждали даже, что у него есть шанс перейти от клоунады к политике.