Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

В январе-сентябре 2020 года в России было выдано на 26,6% меньше потребительских кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (10,46 млн против 14,27 млн). Самым пострадавшим сектором считается POS-кредитование – выдача займа в торговой точке: по сравнению с прошлым годом POS-кредитов с начала 2020 года было выдано почти на 30% меньше. Причины очевидны – во время карантина потенциальные покупатели сидели дома. И это быстро сподвигло банкиров на внедрение новых технологий.

Новая норма

Если раньше POS-кредитование было преимущественно доступно для крупных покупок вроде телевизора и плиты, то сегодня с целью повысить прибыльность сегмента оно предлагается едва ли не во всех магазинах и практически на любые приобретения. Абонементы на фитнес, образование, медицинские услуги (опцию предложил «СитиБанк»), покупка товаров для дома или дачи. Тренд на POS-кредитование связан с усилением потребительского настроения и снижением стремления накопить средства, и в то же время экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего.

Однако курс рынка постепенно меняется: POS-кредитование в классическом виде уходит в сторону. Ритейлеры все активнее осваивают программы рассрочки как метод повышения прибыльности бизнеса, дополняя их соответствующими банковскими картами: популярная «Халва» от «Совкомбанка», ее аналог от «Хоум Кредит». В отличие от кредитки они позволяют платить в рассрочку и за продукты, обед в кафе, заправку на АЗС, а средний беспроцентный период составляет 4–5 месяцев против 2. Дальше карты рассрочки начали предлагать и продовольственные сети: например, так сделали X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка») совместно с «БКС Банком». Укрепление этого тренда связано со снижением покупательной способности россиян – в 2019 году 24% заявили о том, что сокращают траты на еду, а в целом экономить вынуждены 83%.

Сегмент POS-кредитования из-за пандемии рискует претерпеть изменения: несколько месяцев изоляции сначала убили спрос на него, потом чуть выровняли картину за счет отложенного спроса, но все же сместили акценты в сторону онлайн-продуктов. Люди не могли совершать покупки в привычном формате, были вынуждены делать это дистанционно, и это показало необходимость работать над электронными решениями рассрочки. Тем более что онлайн открывает возможности перед финансовой организацией, позволяя быстрее и эффективнее оценивать потенциального клиента.

«Бизнес, продажи, маркетинг, коммуникация быстро уходят в онлайн. На рынке все больше участников, у которых есть большой объем данных, которые помогают понять род деятельности клиента, его платежеспособность, устойчивость его бизнеса. В оценке будет применяться все больше таких данных. При этом клиент сможет сам решать, какой объем данных предоставлять. От этого будут зависеть условия предоставления продукта», – комментирует Евгения Васильева, лидер направления «Модульбанка» по разработке новых продуктов.

Более того, пандемия, заставившая организации максимально урезать расходы, может стимулировать нетривиальные решения.