Андрей Рублев (?). Спас Вседержитель из Звенигородского деисусного чина. Один из главных шедевров русской живописи. Несмотря на большой размер деисусного чина художник выбирает поясные, а не полнофигурные изображения, чтобы перенести акцент с фигуры на лицо.

Андрей Рублев (?). Спас Вседержитель из Звенигородского деисусного чина. Один из главных шедевров русской живописи. Несмотря на большой размер деисусного чина художник выбирает поясные, а не полнофигурные изображения, чтобы перенести акцент с фигуры на лицо.

Ветхозаветный запрет на изображение Бога – «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5) – казалось бы, должен был строго ограничить или вовсе упразднить изображения Христа. Однако, за исключением небольших периодов радикальных вспышек иконоборчества, изображения Христа – естественная основа любой христианской иконографии. Впрочем, христианские художники не изображали «невидимого и непознаваемого» Бога, они изображали Иисуса – человека, родившегося, жившего и проповедовавшего в Палестине.

Древнеримский философ Цельс обличал христианство, рассуждая о том, что если бы дух божий был в Иисусе, как это утверждают христиане, то он должен был быть сильнее, выше и красивее всех остальных, и это должно быть видно всем и каждому. Но в том и смысл христианства, что человечество Христа так же полноценно – во всех слабостях и немощи, как и его божественность – во всем всемогуществе. И это давало возможность изображать его, но, вместе с тем, ставило перед художниками предельно сложную задачу: одновременно и показать полноту его человеческой обыденности, и создать образ абсолютной божественной уникальности.

Как мы уже писали в статье об иконографии Богоматери, русские иконописцы решали эту задачу, опираясь на предустановленные византийской традицией типы изображений внутри жестко регламентированного канона. Но не стоит путать канон с шаблоном. Внутри канона оказалось достаточно пространства для неожиданных решений и самых сильных художественных высказываний. Просто в случае с иконами надо быть чуть внимательнее, и приучиться видеть разницу картин не в сюжетах, а в деталях, сочетаниях красок и движении линий. Впрочем, как и с любой большой живописью.

А потому будет небесполезно разобраться с тем, что это за каноны и какие правила и типы изображений Христа они устанавливали.

Начнем с двух главных и, естественно, самых распространенных вариантов изображений Христа в русской иконописи: Спас Нерукотворный и Спас Вседержитель (Пантократор).

Но сначала надо сделать одну важную оговорку. Христос на православной иконе должен быть изображен с нимбом – знак, что его человеческая сущность не отделена от божественной. Нимб, конечно, не исключительный атрибут Христа – с нимбами изображали и Богоматерь, и святых. Но если вы видите, что в нимб вписан крест, то это как раз уникальное свойство изображений Христа. «Крестчатый нимб» можно было рисовать только вокруг головы Спасителя.