Почему образ Богоматери так важен для христианства? Собственно, ответ в самом этом слове: мать Бога. Абсолютный, трансцендентальный, непознаваемый, всемогущий и всеблагой Бог – является сыном человеческим, родился от этой конкретной женщины. То есть, Богоматерь – средоточие той связи человеческого и божественного, которая и есть основа христианства.
Поэтому именно вокруг образа Богоматери выстраивается комплекс важнейших для христианства идей. Идея Богоматери как человеческого идеала. Идея Богоматери как главного посредника между людьми и всемогущим Богом (святые тоже являются посредниками, но она первый и самый главный): через ее заступничество люди могут рассчитывать на божественное снисхождение и милость.
И если западноевропейские художники осмысляли все эти идеи напрямую в общем потоке, то русские иконописцы опирались на предустановленные византийской традицией типы изображений. И уже внутри жестко регламентированного канона осуществляли свои художественные высказывания. Да, пространства у них было куда меньше, но тем интереснее наблюдать, как смещая детали, играя красками и линиями – они наполняли христианский мир новыми смыслами.
Нам сейчас, чтобы наслаждаться древнерусской живописью, наверное, вовсе не обязательно знать все эти греческие слова, обозначающие каноны. Достаточно просто внимательного взгляда. Но знание это может оказаться полезным как раз для фокусировки внимания. Для того, чтобы было проще понять и разглядеть то самое уникальное высказывание, вписанное внутрь канона.
Итак, основные типы изображения Богоматери в русской иконописной традиции. Забегая вперед, скажем, что каждому иконописному типу легко можно найти множество аналогов и в западноевропейской живописи – повторимся, и здесь, и там художники занимались одним делом: осмысляли Новый завет.