В русской традиции, в отличие от западной, страсти Христовы – евангельские события последней недели земной жизни Христа – изображали не часто. Как минимум до XVIII века. Много писали «Вход Господень в Иерусалим» и, разумеется, много распятий, но между ними все очень скудно.
Обычно это объясняют концентрацией православной традиции не на земных страданиях Христа, а на его божественном торжестве. Но этому феномену есть и вполне прагматическое объяснение. На иконостасе церкви (а тем более в красном углу) для такого рода сюжетов чаще всего просто не было места. Праздничный чин – третий ряд икон в иконостасе, посвященный основным евангельским событиям – ориентирован был в основном на двунадесятые праздники. «Вход Господень в Иерусалим» – один из них, а для других страстей Христовых там места чаще всего просто не было.
Однако для больших соборов, где праздничный ряд мог вместить больше, чем двенадцать икон, как раз довольно часто рисовали события страстной недели. Так что ничего чуждого русской традиции в событиях земной жизни Христа не было.
И одним из таких соборов стал Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, построенный ростовской артелью в 1497 году. В это же время был закончен огромный иконостас. Писала его артель, где, как считают историки, работали мастера трех разных школ: московской, ростовской и новгородской. Имена их до нас не дошли, но написанные ими иконы, особенно праздничного цикла, оказывали огромное и вполне целостное влияние на русскую иконопись на протяжении всего XVI века.
В XVIII веке конструкцию иконостаса сменили. Расписные тябла (система брусьев с пазухами для установки икон, с открытым пространством над алтарем) сменили по новой моде сплошной стеной резных золоченых рам. Вышло красиво и богато, но многие иконы в новые рамы не влезли, и их переместили в алтарную часть собора. А теперь они и вовсе в четырех разных местах: в Москве в Третьяковской галерее и музее имени Андрея Рублёва; в Петербурге – в Русском музее; в самом музее Кирилло-Белозерского монастыря. Но главное, они все сохранились. В том числе самое ценное – 24 иконы праздничного чина. 11 из них описывают события страстной недели.
Ну, а мы попробуем особенно пристально всмотреться в четыре из них. Что касается остальных, то посмотреть их можно, например, тут.
Вход Господень в Иерусалим
Иконография этого сюжета одна из самых стабильных и неизменяемых. На всех иконах рисовали практически одно и то же. Слева … Правильнее, конечно, говорить «справа», так как иконописная логика основана не на взгляде извне, а на взгляде изнутри. Так вот, слева всегда Елеонская гора (место, возле Иерусалима, где Иисус впоследствии вознесся). На ее фоне сопровождающие Христа апостолы – очень плотной толпой. Справа (то есть, правильнее говорить «слева»….и все такое прочее), высокие очертания города, на их фоне – встречающая Христа толпа местных жителей – тоже очень плотная. Ну, а в самом центре – Христос на осле. Тут же где-то по центру, над Иисусом, пальма. Символ радости перед явлением Господа. А еще есть дети, радостно расстилающие перед Христом одежды. Детей изображают не всегда, но когда изображают – они тоже оказываются по центру. Общий иконописный смысл этого сюжета – радость и торжество явления Господа людям. Но есть и важный подтекст – в ближайшие дни все сложится очень плохо – от него все отвернутся, его предадут, осудят и распнут.
Но тогда что рисуют художники, если смысл, сюжет и даже расположение объектов на иконе жестко задано традицией? И главное, куда и на что нам смотреть?
На линии и краски. Задача художника – не рассказать историю, а воплощать с помощью линий и красок свое представление о мире. Гора, две группы людей (сколько поворотов голов, сколько разноцветной одежды), башни и строения города, пальма, сам Иисус на осле – тут бесконечное многообразие возможностей для создания с помощью линий и красок самой сложной и глубокой картины мира. То есть, чтобы понять, увидеть и поразиться, наверное, надо всмотреться вот в эти повороты голов, в вертикальные и горизонтальные линии, в сочетание цветовых решений, смену ярких красок.