Wikipedia
Ирина Александровна Антонова, с 2013 года президент, а до этого, в течение более 50 лет, генеральный директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ушла из жизни на 99-м году, не перенеся последствий коронавирусной инфекции. К интонации всеобщей скорби и осознанию, что ушел человек эпохи, добавляется не только восхищение ее невероятной энергией, гибкостью, решительностью, легкостью, с которой Ирина Александровна переходила с одного иностранного языка на другой, и абсолютной уверенностью в своей правоте, отличающей разве что королев. Этот эпитет здесь, пожалуй, уместен – после ухода Антоновой, родившейся в год окончания Гражданской войны, не осталось людей такого масштаба и опыта. Разве что Елизавета II, почти ровесница. А мы так и пребываем в изумлении, что эта смерть – не от старости, от пандемии – все-таки случилась. Казалось, что Ирина Антонова была навсегда.
«В этой картинке – все, что ей было дорого: венецианцы, Дрезденская галерея, искусство и политика, музейное просвещение», – написала об Антоновой на своей странице в фейсбуке профессор Еврейского университета в Иерусалиме Лёля Кантор, близко знавшая героиню с детства. Картинкой был выбран «Динарий кесаря» Тициана – эта идеальная эпитафия напомнила мне, среди прочего, как в очень юные школьные годы я провела несколько часов в очереди, огибавшей здание ГМИИ, на выставку из Дрезденской галереи, где как раз висит эта картина. Помню, как увидела тогда впервые Дюрера – до Антоновой никто ничего в Москву оттуда не привозил. Если не считать выставки 1955 года, когда в ГМИИ повесили перед отправкой в ГДР отреставрированное искусство, вывезенное Советским Союзом во время войны из Германии. Но и она отчасти напоминание об Антоновой: в 1945 году ей, младшему сержанту военно-медицинской службы (в начале войны окончила курсы медсестер и в 1942 году работала в госпитале), спешно присвоили звание майора – чтобы отправить в Берлин для отбора культурных ценностей по репарации. Тогда, правда, нашлись специалисты выше рангом, а Ирину Александровну, работавшую в музее с апреля 1945 года (научным сотрудником), оставили принимать ценности в Москве.