«Христос в темнице» – очень важный для русской культуры иконографический тип изображений Христа, правда, он практически никогда не встречается на иконах или фресках, зато является главным для русской деревянной скульптуры.
Образ этот, разумеется отсылает к сюжету страстей Христовых, но полноту религиозного смысла приобретает в контексте евангельского благовествования о втором пришествии:
«ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф, 25:34–36). В этом отрывке Евангелия, начинающегося словами «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей», речь идет, ни много, ни мало, про страшный суд и принципы отделения «овец от козлищ».
Итак, перед нами Спаситель в момент его предельной человеческой уязвимости – сидящий обнаженным (с накидкой на бедрах, разумеется) Христос, с терновым венцом на голове и прижатой к щеке правой рукой. Тут все – положение тела, склоненная на руку голова, шипы тернового венца, врезающиеся в голову (часто буквально кровоточащую), проступающие сквозь кожу ребра – создают непосредственное ощущение глубокого страдания. По большей части, эти скульптуры делались в человеческий рост, так, чтобы сделать максимальным эффект присутствия, вовлеченности и сопричастности его страданиям («в темнице был, и вы пришли ко Мне»).
Вообще-то объемные изображения Христа в русском православии совсем не приветствовалось, а в 1551 на Стоглавом соборе так и вовсе решили «иконы резные или истесанные и изваянные запретить». И этот запрет несколько раз подтверждался впоследствии и в XVIII, и в XIX веке. Русская православная церковь видела в скульптурах Христа угрозу идолопоклонства, и, как могла, боролась с ними.