Христос – центр христианской иконографии, а потому естественно, что двумя самыми распространенными типами его изображений она не исчерпывается.
Сразу надо оговориться, что мы здесь не будем рассказывать о евангельских сюжетах, иллюстрирующих земную жизнь Христа и его вознесение. Только о Его базовых символических образах.
И тут бросается в глаза одно очень заметное отличие от западноевропейского религиозного искусства. Если для западной живописи распятие – изображение Христа на кресте – не только важнейший евангельский сюжет, но и главное символическое изображение, то для русской живописи – это именно евангельский сюжет, не имеющий символического значения. Сам по себе крест, конечно был важнейшим символом и его часто разрисовывали – изображали на нем Христа. Но, если можно так сказать, в русской традиции не множили сущности: на иконах и фресках вне евангельских сюжетов Спасителя на кресте не рисовали. А потому и изображения распятия в русской иконописи очень редкие: евангельские сюжеты могли располагаться только в праздничном ряду иконостаса, да и то только в большом храме, где могло поместится заметно больше чем 12 икон (12 двунадесятых праздников).
Спас Эммануил
Еще одно бросающееся в глаза отличие от католической традиции: Христа изображали младенцем только в сюжетах с Рождеством. Никаких пухленьких малышей на коленях у Богоматери – на русских иконах и фресках там сидит ребенок (отрок).
Собственно, изображение Христа отроком является отдельным типом его иконографии и имеет свое название: Эммануил (Еммануил). Название это восходит к пророчеству Иссаи «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Образ этот имеет большой религиозный смысл, утверждая все ту же полноту богочеловечества: Христос жил и рос как человек.
Спас Эммануил изображался не только на коленях у Богородицы (в образах Богоматери-Одигитрии и Богоматери-Умиление, или на груди в образе Богоматери-Оранты), но и в составе других многофигурных композиций. Так, например, в домонгольский период был распространен ангельский деисус, где изображался Спас Эммануил с архангелами Михаилом и Гавриилом. Так же его изображали на коленях у Бога отца в Новозаветной троице.
С XVI века активно распространяются одиночные изображения Спаса Эммануила – чаще всего это небольшие «оплечные» иконы.