Борис Иогансон. Допрос коммунистов

Борис Иогансон. Допрос коммунистов

Не все так печально, по счастью: на допросы в Следственный комитет ветеранов тянут все-таки в качестве свидетелей, в рамках расследования дела о геноциде советского народа в годы войны, которое завели еще летом.

Удивительная штука получается: новость и абсурдная одновременно, и почти рутинная. Или даже не «почти». Новость как новость. Изумляешься – и не изумляешься: этого не может быть, но здесь теперь так и должно быть. Абсурд нынче – обыденность.

Историю пишут следователи. Диковато звучит, да, но с другой-то стороны – а кому ее еще и писать? Если история понимается исключительно как пространство преступлений, совершенных против России – причем против нынешней России, против принадлежащей Путину России, – всем остальным миром, а понесенные тогда жертвы – как оправдание для творимого теперь беспредела, в качестве историков нужны именно следователи. Вообще, вполне логично было бы историю, как лженауку, слишком уж пропитавшуюся токсичными западными ценностями, упразднить, заменив уголовным делопроизводством.

Ну, оставить для смеха одного какого-нибудь историка, разве что. Вот, доктор неведомых наук Владимир Мединский идеально подходит на эту роль. А, впрочем, вспомнишь, что на исторических конгрессах тон теперь задает как раз глава СК Александр Бастрыкин, да и подумаешь: а не опоздал ли я со своими конструктивными идеями?

Вирусный аспект уголовного дела

Момент для того, чтобы начать опрос свидетелей, тоже выбран с особенной какой-то изощренностью. Понятно ведь, что речь – об очень немолодых людях. Выражаясь пандемийным языком – о группе риска. Они и без всякой пандемии – очень и очень уязвимы, наши старики. И вот именно теперь, когда власти всех уровней требуют, чтобы они сидели дома, когда им блокируют транспортные карты (и потом регулярно рапортуют, сколько упрямых пенсионеров пытались с утра пробиться в метро, и клепают про это глумливые репортажи для новостных выпусков на госТВ – ползут, понимаешь, стариканы на свет из нор своих, не сидится им дома), – потребовалось их допрашивать.

Разумеется, в Следственном комитете клянутся, что все санитарные требования будут соблюдены. Маски, перчатки, социальная дистанция. Но не исчезает почему-то привкус обыденного абсурда.

Кстати, затея получилась вирусной и в чисто сетевом смысле: сообщение о повестках для ветеранов заметили, оно разлетелось по социальным сетям, спровоцировало понятное возмущение. И Следственный комитет – нет, не отказался, разумеется, от этой актуальной затеи, – но до некоторых объяснений все-таки снизошел.