Юваль Ной Харари. Фото: TED / youtube.com

Юваль Ной Харари. Фото: TED / youtube.com

Большинство современных обществ высоко ценят правду и честность, но люди, кажется, не в силах противостоять лжи — будь то невинная ложь во спасение или масштабная теория заговора. «Все лгут», — говорил в свое время персонаж Хью Лори, доктор Хаус. Хорошо, но почему люди верят лжи? Ответу на этот сложный вопрос посвящена последняя на сегодня часть подкаста Билла Гейтса и актрисы Рашиды Джонс, а в качестве приглашенного гостя в нем выступил популярный израильский историк и мыслитель Юваль Ной Харари. И кстати, он не согласен с утверждением ведущих, что мы все прирожденные лжецы.

«Не думаю, что ложь так уж важна. Я бы сделал упор на вымысел, вымышленные истории. Они неправдивы, но не лживы. Их создатели не намерены ввести других людей в заблуждение. Думаю, что мы, люди, контролируем мир потому, что нам удается лучше, чем какому бы то ни было животному, сотрудничать друг с другом, потому что нам отлично удается придумывать и верить различным историям. Все крупномасштабное сотрудничество людей основано на этом — на вере в вымысел», — считает Юваль Ной Харари, автор бестселлеров «Sapiens: Краткая история человечества» и «21 урок для XXI века».

Ложь — намеренное введение в заблуждение, а в вымысел вы прекрасно можете верить и сами, вы рассказываете такие истории не для того, чтобы обмануть кого-то. Вымысел может быть разным: маленьким или большим, как религия или экономическая теория. Полагаю, большинство нацистов верили в теорию о превосходстве своей расы так же, как люди верят в бога.

В марте Харари выпустил две колонки, в которых призывал верить в науку — особенно с учетом набирающих силу пан- и инфодемии. Он не отказывается от своих слов и сейчас. Наука неидеальна, но сегодня мы в куда лучшей ситуации, чем в Средние века. Когда человечество столкнулось с Черной смертью, никто не понимал, что происходит, и у людей было множество теорий, например, о том, что евреи отравили колодцы. Сегодня же представление о вещах есть у многих людей, это явное улучшение.