Сергей Попов. Фото: Wikimedia, zamyslov.photos, Всенаучный форум 2020

Сергей Попов. Фото: Wikimedia, zamyslov.photos, Всенаучный форум 2020

В ноябре 15 российских сенаторов и депутатов, включая главу Комиссии Совфеда по защите суверенитета России от внешнего вмешательства, внесли на рассмотрение Госдумы пакет поправок в закон «Об образовании», призванных, в том числе, помешать «антироссийским силам» «беспрепятственно проводить среди школьников и студентов широкий круг пропагандистских мероприятий». Законопроект вызвал критику со стороны известных ученых, популяризаторов науки и научных журналистов. Тем не менее, 23 декабря документ прошел первое чтение. Второе чтение запланировано на февраль, правки в законопроект можно вносить до 21 января.

5 января Сергей Попов, астрофизик и профессор РАН (а также один из авторов Republic), опубликовал на Change.org петицию против принятия поправок в их нынешнем виде. На данный момент она набрала уже более 83 000 подписей. «Принятие поправок откроет путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», – говорится в петиции.

Republic обсудил с Сергеем Поповым ситуацию, дальнейшие планы противников законопроекта и выяснил, как можно помешать его принятию.

Каковы главные претензии к предлагаемым поправкам?

– Набор поправок состоит из двух частей. Первая, получившая широкую огласку, ограничивает просветительскую деятельность. Проблема в том, что определение просветительской деятельности там дается фантастически широкое, а вся конкретика будет создаваться подзаконными актами, регламентами и т.п. Это плохо и неправильно не только с общечеловеческой точки зрения, но и с юридической. Все выглядит как: «Беспокойтесь все, подробности письмом». Так попросту нельзя делать.

Во второй части есть одна поправка, которая имеет немедленную силу. Она касается образовательных учреждений и в случае принятия мгновенно осложнит международное сотрудничество для всех образовательных учреждений, потому что будет требовать для заключения любых договоров с иностранными гражданами предварительное разрешение от федерального органа. Какого именно органа, не конкретизируется. Но я подозреваю, что разных – в зависимости от конкретных случаев. Например, если спортивная школа приглашает тренера – то это будет Росспорт, если речь идет о средней школе – то Минпросвещения, если университет – Министерство науки и высшего образования.

В отсутствии конкретики и заключается главная проблема законопроекта. В нем как бы говорится: «Ребята, скоро что-то может вас всех коснуться». Кого угодно. Какую-нибудь домохозяйку, которая ведет блог о том, как делать овощные салаты. Или ее мужа, который ведет ютуб-канал про футбол. Им говорят, что вот сейчас мы создаем базу, а потом будем принимать какие-то законы, которые будут регулировать вашу деятельность. Как – мы вам пока не скажем. Это не объясняется в пояснительной записке.

К чему может привести принятие поправок в их нынешнем виде?

– Если взять ту, которая имеет немедленное прямое действие, то там все просто. Российские образовательные организации будут меньше участвовать в международных проектах, реже приглашать иностранцев на стажировку в России. Международных грантов у нас тоже станет меньше.

Если говорить про поправки, касающиеся просветительства, то сразу после их принятия ничего не произойдет. Да, они запрещают «разжигать» и «пропагандировать», но это и сейчас делать нельзя. Все изменения появятся, когда будут приниматься дополнительные правила и акты. И тут открывается большой простор.

Что самое страшное, на мой взгляд, может произойти? Здесь стоит вспомнить вступивший в силу два года назад закон, который в народе называют «Законом о репостах и лайках».