moscowtyz.ru
Тридцать семь лет назад только что назначенная худруком МТЮЗа Генриетта Яновская поставила на сцене театра «Собачье сердце». Случилось это за два месяца до публикации булгаковской повести в журнале «Знамя», и спектакль стал одним из символом перестройки. Тогда казалось, что «разруха в головах», о которой говорил профессор Преображенский, вот-вот уступит место здоровой упорядоченности, а вся кровавая история страны превратится в пепел, которым была засыпана сцена в этой постановке.
Еще раньше, в 1976-м, итальянский кинорежиссер Альберто Латтуадо, известный своей любовью к русской классике (кроме «Собачьего сердца» он экранизировал также гоголевскую «Шинель» и чеховскую «Степь»), перенес повесть на экран. В роли профессора Преображенского снялся великолепный Макс фон Сюдов, придавший этому образу величественности и аристократизма через край. В 1988 года за «Собачье сердце» взялся Владимир Бортко, пригласив на роль профессора Преображенского Евгения Евстигнеева, на роль доктора Борменталя — Бориса Плотникова, а на роль Шарикова — никому в ту пору не известного Владимира Толоконникова. Этот фильм почему-то принято считать классикой отечественного кинематографа, хотя будущий ретроград Бортко в перестроечном пылу не увидел в повести ничего, кроме смешной критики большевизма. Тогда как раз критику большевизма уже разрешили, чем Бортко и воспользовался, сняв удобный и простой для массового зрителя фельетон. Роман Карцев в роли Швондера добавил веселья, Евстигнеев в роли профессора был изысканно остроумен, Шариков — туп и некрасив. Булгаков прозябал где-то в сторонке.
Сегодня Антон Федоров в МТЮЗе создает совершенно новое по духу произведение, имеющее с повестью Булгакова очень много общего, но оказывающееся гораздо шире и беспощаднее.