Фото: Первый канал
Убеждение, что новостная журналистика — это важнейший столп демократического общества, обеспечивающий прозрачность государства и вовремя подсвечивающий злоупотребления государства или бизнеса, давно превратилось в аксиому. Она отражена в слогане газеты The Washington Post «Демократия умирает в темноте» — ведь без надзора «четвертой власти» остальные три неминуемо откатятся к тирании, а, собственно, демос даже не сможет об этом узнать.
Но в этой красивой аксиоме заложена системная проблема — чрезмерная идеализация как журналиста, так и его аудитории. Первый по умолчанию оказывается поборником открытого общества и беспристрастного освещения событий, а вторая же обязуется критически анализировать результаты журналистского труда и принимать на их основе решения общегосударственной значимости. Это утопическая концепция, которая не имеет ничего общего с тем, как новости выглядят и читаются в 2024-м году. И особенно в России.
А читаются они с каждым годом все менее охотно — вопреки повестке, которая, казалось бы, должна подталкивать людей держать руку на пульсе. Согласно свежему исследованию Института Рейтер Оксфордского университета, больше трети (39%) интернет-пользователей по всему миру стараются избегать новостей. Тенденция эта наблюдается не первый год, и в 2025-м показатель избегания, по всей видимости, продолжит расти.