
Антисоветская демонстрация после крушения южнокорейского Boeing 747 напротив Белого дома, 2 сентября 1983. В правой части снимка женщина держит портрет погибшего в катастрофе конгрессмена-демократа Ларри Макдональда
Фото: Wikipedia
За новогодним столом принято желать, чтобы невзгоды и печали остались в уходящем году, а в предстоящем всех ждали успехи и радости. Однако в реальности так бывает редко: как у простых людей, так и в мире большой политики. Проблемы из прошлого года неизбежно переходят в год следующий. Конкретно нынешних хозяев Кремля последние дни 2024-го одарили головной болью в виде авиакатастрофы азербайджанского Embraer E190 близ казахстанского Актау — с огромной долей вероятности, трагедия стала результатом некорректной работы российской ПВО.
Эта история ещё далека от своей окончательной развязки, но её последствия уже очевидны. От Москвы отдаляются «дружественные страны», а её особый статус на постсоветском пространстве открыто подвергается пересмотру. Азербайджанский президент Ильхам Алиев с позиции моральной правоты требует от властей РФ полновесных извинений, в то время Казахстан без проволочек и торгов уже передал «чёрные ящики» E-190 бразильским изготовителям уничтоженного лайнера. Едва ли снятые с устройств записи последних переговоров экипажа чем-то порадуют российские власти.
При этом сама катастрофа в Актау — лишь одна из многих в прошлом гражданской авиации. Даже если брать последние 40–45 лет, можно найти целый ряд похожих происшествий, когда военные по роковому стечению обстоятельств сбивали невооружённые воздушные цели с сотнями мирных людей на борту. И каждое такое происшествие по-своему влияло на мировую историю.
1 сентября 1983 года: крушение южнокорейского Boeing 747 близ Сахалина
Погибли: все находившиеся на борту 246 пассажиров и 23 члена экипажа, преимущественно граждане Республики Корея (105 человек), США (62), Японии (28), Тайваня (23), а также двенадцати других государств.
Кто сбивал: лётчики 777-го истребительного авиационного полка ПВО ВВС СССР (непосредственно — пилот подполковник Геннадий Осипович).
Бэкграунд: авиакатастрофе 1 сентября 1983 предшествовали несколько лет эскалации напряжённости в отношениях США и СССР, начиная со ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979. Прямым прологом к сентябрьской трагедии послужил инцидент 4 апреля 1983 года. В тот день на Тихом океане шесть американских штурмовиков А-7 беспрепятственно пересекли границу Советского Союза и условно отбомбились по необитаемому острову Зелёный в Курильской гряде.
Курс KE007 утром 1 сентября 1983: положенный (пунктиром) и реальный (сплошным)
Карта: Wikipedia / город
Нахальная выходка оппонентов вызвала понятный гнев у тогдашнего руководства СССР во главе с Юрием Андроповым, тут же пропесочившего всех ответственных за дальневосточные рубежи. Военные лётчики преисполнились бдительности, отныне видя в каждом нарушителе нового наглеца из ВВС США.
Что произошло: в первый день осени 1983 обстановка на Сахалине, где дислоцировался 777-й полк, лишь прибавила в нервозности. Военные СССР ожидали очередного испытания баллистической ракеты «Тополь»: с полигона под архангельским Плесецком снаряд должен был поразить учебную цель на камчатской Куре. Все предполагали, что где-то рядом будут американские разведчики P-135.
Здесь советские офицеры не ошиблись. Около 3:00 ночи по местному времени близ Камчатки действительно появился пресловутый P-135. Фатальным стало то обстоятельство, что на какой-то момент его маршрут почти совпал с выполнявшим рядом рейс KE007 (Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул) южнокорейским Boeing 747. На радарах два самолёта сначала слились в единую точку, а затем разделились. Один аппарат ушёл на юг в сторону Японии, второй — взял на запад, вглубь Камчатки, а затем к Сахалину.
Американцы корейского происхождения читают газету с первыми новостями о сахалинской трагедии, 2 сентября 1983 года
Фото: Wikipedia / Bernard Gotfryd
Всё казалось очевидным: вторая точка — и есть потенциальный разведчик. На деле же положенным маршрутом KE007 пределы СССР покинул как раз американский лётчик. А корейские пилоты Чон Бён Ин и Сон Дон Хви продолжили вести свой лайнер с сильным отклонением от заданного курса — по-видимому, из-за ошибки в аэронавигационной системе. Этим Чон и Сон подписали себе и остальным 267 людям на борту смертный приговор.
Сахалинская ПВО скорее формально попыталась обратить на себя внимание неопознанного самолёта и параллельно согласовала уничтожение нарушителя с командованием. Финальное добро бить по «боингу» дал начальник Главного оперативного управления Генштаба СССР генерал Валентин Варенников. В 06:24 по Сахалину преследовавший корейцев на Су-15 подполковник Геннадий Осипович успешно выполнил неверно отданный с земли приказ. Спустя четыре минуты подбитый авиалайнер рухнул в разделяющий Сахалин и Хоккайдо пролив Лаперуза.
Наиболее правдоподобная версия с Ту-154 звучит довольно странно. Когда украинцы увидели, что ракета летит не туда, они выключили подсветку цели радаром, чтобы ракета не могла в неё попасть. Но в это время, вероятно, российские пвошники, не участвовавшие в учениях, тренировались в ведении целей на пролетающих мимо самолётах. И вот по лучу их радара ракета и навелась...
По SBI1811 (над Чёрным морем): учения на Украине были совместными, в них участвовало большое количество российских зенитчиков. Судя по очень сдержанной реакции России, роковой пуск выполнял если не полностью российский, то смешанный расчёт. Поскольку даже сейчас Украина этот инцидент не вспоминает - смешанный.
По KE007: СССР была здесь в своём праве - отклонение от маршрута было слишком вопиющим для случайного, если не все, то бОльшая часть предусмотренных международными протоколами действий была выполнена.
Главная ошибка СССР (как и в Карибском кризисе) - уход в полную несознанку. "Кто извиняется - свиньями называются" не от Путина пошло. В результате вся вина пала на нас, а что такие действия гражданских самолётов в те (да и в эти) времена часто использовались для вскрытия структуры ПВО, осталось на втором плане.
>бОльшая часть предусмотренных международными протоколами действий была выполнена
.
спорное утверждение. начать хотя бы с того, что советские лётчики не сделали предупредительных выстрелов трассерами.
Их не видно, потому что в окно пилоты не смотрят. А вот спутный след - помогает.
Кстати, я лично не верю, что сбились случайно (полагаясь только на INS). Кому интересно - курить NDB, VOR-DME и Loran-C.
Но там если всю историю вспомнить - каловцы были обречены.
Вот в этом и загадка! Я слушал их переговоры перед сбитием: пилоты шли на автопилоте и буквально рассуждали, в каком сеульском парке красивее. Совсем не похоже на поведение исполнителей хитрого плана.
Осипович писал, что неоднократно пытался связаться и делал предупредительные очереди (243 выстрела). Трассеров у него не было, но экипаж Боинга стрельбу заметил и начал перестраиваться. Но Осипович (он не смог опознать гражданский силуэт и считал, что перед ним дальний разведчик) принял это за попытку ухода от преследования. До этого в течение трёх часов предпринимались и попытки связаться, и предупредительные облёты Боинга истребителями.
Не смок опознать б747? Был наверно с большого бодуна
На платформе B747 создано много различных самолётов, не все из них мирные гражданские.
Что и рс135? Три хаха
А при чем тут рс135? Сказали перехватчику сбивать нарушителя - вот и сбил.
А с учётом того, что Каловцы за год до этого тоже не туда залетели и есть фотка их летаблы на льду - так вообще.
На гражданские самолёты их вообще не натаскивали
А тут магия в том, что пресловутый P-135 внешне очень трудно отличить от "Боинга". Осипович потом в интервью вообще заявлял, что на тот момент плохо представлял, как выглядят 747-е.
Это врятли
Совсем неправдоподобно. 747-й очень легко отличить от всех остальных Боингов по "горбу на спине". Соответственно, Р-135 тривиально отличить от 747-го. Р-135 -- это 707-й, переделанный в разведчик, и по силуэту там действительно фиг отличишь, но на Р-135 нет ряда пассажирских окон, так что и в этом случае заявлять про сбитие "по ошибке" сложно. Нечист Осипович.
Вот вы когда на самолёте летали на большие расстояния, вы же замечали, что и свет в салоне гасят, и шторки на окнах закрывают.
не говоря уж о том, что 747-й раза в полтора (как минимум) больше 707-го... согласен, нечист, выгораживал себя товарищ военлёт.
еще вопрос - зачем было вчистую его сбивать, вполне можно было повредить, чтобы посадить, прецеденты были.
Безусловно, изо всех пяти эпизодов этот самый сложный. Заслуживает отдельного материала.
Был очень подробный разбор инцидента по свежим следам в Science et Vie в 1988 г. (тогда на работе у меня была хорошая техническая библиотека), но сейчас этот номер я сходу не нашёл