App зажигания. Как московские предприниматели научились управлять автомобилем из дома

Московская компания bright box разработала облачную технологию Remoto, которая позволяет заводить двигатель автомобиля и греть салон удаленно – с помощью одного мобильного приложения. К 2020 году рынок подобных умных решений для машин составит $141 млрд, и bright box уже участвует в разделе этого потенциально огромного пирога, заключая контракты с мировыми автоконцернами.

Партнер проекта

С идеями на выход

Иннокентий Белоцкий не новичок на софтверном рынке. Основанная им еще до bright box компания BrightConsult была ключевым партнером Microsoft по внедрению ERP-систем для автодилеров и занималась автоматизацией всей дилерской сети BMW в России. Даже в кризис 2008 года Белоцкий не сокращал штат, а открывал новые бизнес-направления. Так в компании появилось подразделение по внедрению мобильных приложений в дилерские сети. Заниматься им были приглашены Иван Мишанин и Александр Димченко. Первый отвечал за маркетинг, второй – за технологии. Через три года Белоцкий продал BrightConsult немецкой Incadea, которая собиралась выходить на IPO на Лондонской бирже.

«Чтобы выйти на IPO с хорошей оценкой, нужно нарастить показатели, прежде всего выручку, – говорит теперь Белоцкий. – В тот момент мы приносили Incadea 30% мировых продаж».

Сделка состоялась в 2011 году. В это же время у Мишанина и Димченко родилась идея: создать мобильную платформу для автодилеров, которая позволит оповещать клиента об акциях и поможет оставить заявку на техническое обслуживание.

«Мы обсудили идею с менеджментом Incadea, – говорит Мишанин. – Но, как и все наше подразделение, она не показалась им перспективной, поэтому мы решили покинуть компанию».

В тот же вечер они встретились в баре с Белоцким и рассказали ему о приложении, для которого уже придумали название – Dealer Mobility. Иннокентий предложил открывать компанию и согласился вложить в нее $270 тысяч вместе с партнерами по фонду Cloud4Auto Ventures. В июле 2012 года компания bright box была зарегистрирована, на работу вышли три новых программиста, а Мишанин стал ездить по дилерским центрам с презентацией проекта.

Через шесть месяцев Dealer Mobility вышел на AppStore. «Dealer Mobility как интернет-банк, – говорит Александр Димченко. – В нем клиент дилерского центра может записаться на ТО, пообщаться с мастером в текстовом чате, посмотреть, что происходит с его автомобилем, когда он уже в ремонте». С каждым новым входом в приложение дилер может рассказать клиенту о своем спецпредложении. Но на ремонт и техническое обслуживание невозможно записываться каждый день. В 2013 году у Dealer Mobility было около 50 тысяч пользователей. Дилеры хотели, чтобы все они заходили в приложение настолько часто, насколько это возможно.



Разработка из подполья

Что сделать, чтобы пользователи заходили в Dealer Mobility каждый день? «Мы выдвигали самые идиотские решения, – вспоминает Белоцкий. – Самой идиотской была идея мобильного приложения для управления автомобилями удаленно. И в итоге она победила».

«В конце концов, это же логично, – рассуждает Мишанин. – Если человек может удаленно управлять машиной, он будет заходить в приложение каждый день».

Дистанционное управление автомобилем означало, что при нажатии кнопок в смартфоне у автомобиля будет включаться двигатель, происходить охлаждение салона, а если машину начнут эвакуировать, мигом придет оповещение, – и все это за пару секунд.

Мишанин отправился в KIA Motors, с которой уже был опыт работы в рамках Dealer Mobility. За полтора часа в пробке по дороге в офис партнеров он нарисовал на листе А4 что-то, что позже выдал менеджменту компании как устройство Remoto для удаленного управления автомобилем. В KIA Мишанина убедили, что проект следует запускать не как дополнение к Dealer Mobility, а как отдельный продукт. Там же ему сообщили, что компания готова подписать контракт на поставку Remoto, но для этого нужен хотя бы прототип.

«Мы нашли Remoto очень оригинальным проектом и посчитали, что нашим клиентам он понравится, – вспоминает о той встрече управляющий директор KIA Motors Russia Артем Гусаров. – После изучения спроса на подобные услуги мы приступили к работе».

Разработчика железа bright box нашли в Нижнем Новгороде. «Нам понравилось, что у них был опыт в automotive, они когда-то разрабатывали техдизайн gps-трекеров», – объясняет Мишанин. Через три месяца из Нижнего в bright box пришел первый прототип: он мог удаленно включать и выключать двигатель. Еще через четыре месяца у bright box на руках был MVP, или самая сырая версия продукта с минимальным функционалом. Но компании этого хватило, чтобы заключить первый контракт в январе 2014 года c KIA Motors Russia.

«Мы подписали контракт, но продукт еще не был до конца готов, – говорит Иван Мишанин. – Кроме того, люди не были до конца обучены тому, как производить установку. Инструкции, которые мы им давали, тоже не отличались продуманностью. В первый день запуска даже отсутствовала служба поддержки: на звонки отвечали я и Саша. Иногда в девять часов вечера приходилось срываться с места и ехать к дилеру, чтобы помочь с установкой».

Полгода в bright box дорабатывали продукт: обновлялся софт в Remoto, которое дилерские центры устанавливали в автомобили. Постепенно разрешались проблемы с дефектами. Например, никак не удавалось добиться того, чтобы устройство автоматически охлаждало или разогревало салон. Но со временем и эта задача была решена.

Чья машина умнее

Запуская проект, предприниматели, конечно, прикидывали, во сколько он может им обойтись. Но жизнь посрамила расчеты. «Вначале нам казалось, что денег хватит и мы сразу выйдем на прибыль, – вспоминает Белоцкий. – С тех пор мы потратили раз в двадцать больше, чем закладывалось». Поначалу над устройством работала команда Dealer Mobility. В конце 2014 года стало понятно, что ее не хватает, в bright box нужно больше сотрудников и денег.

Компания привлекла первые инвестиции в размере $1,5 млн от венчурного фонда LETA Capital и $300 тыс от Moscow Seed Fund. Деньги пошли на привлечение новых специалистов. Одним из результатов укрепления штата стало решение перенести работу над железом в саму компанию.

«Команде bright box к 2014 году удалось создать конкурентоспособный продукт для мирового рынка умных автомобилей, – говорит старший менеджер по инвестициям в LETA Capital Сергей Топоров. – Мы инвестируем лишь в те проекты, которые могут быть масштабированы».

По данным Allied Market Research, мировой рынок умных автомобилей (connected car) будет расти на 33% в год и к 2020-му составит $141 млрд. Собственные решения по типу Remoto уже имеют ряд концернов. Технологию Volvo on Call, созданную компанией Wireless Car (занимается IT-решениями для Volvo и Land Rover), сегодня устанавливают 15% покупателей автомобилей марки Volvo в России за дополнительные 40 тысяч рублей. А BMW предлагает своим клиентам облачную технологию My BMW Remote.



Белоцкий утверждает, что его компании удалось получить лучший результат за меньшие деньги. «Мировые корпорации до сих пор тратят на это сотни миллионов долларов. При этом от нажатия кнопки в смартфоне и до обратной связи автомобиля у BMW до сих пор уходит от двух до четырех минут, а у нас – секунды», – говорит он.

Основным отличием Remoto от конкурентов на российском рынке, проектов StarLine и Pandora, является бизнес-модель. «Они продают людям сигнализации, — говорит Белоцкий, — а продаем connected car-решения для автопроизводителей». С технологической стороны, StarLine и Pandora отключают штатную сигнализацию автомобиля, а Remoto интегрируется с ней.

Контракт на дилерскую установку системы bright box заключила лишь с KIA. «Установка Remoto на KIA Pro Ceed у официального дилера обошлась мне в 19 тысяч рублей, – говорит пользователь Remoto в Тюмени Сергей Киосе. – А за подписку я буду платить 2400 рублей в год».

Однако после контракта с KIA Motors в bright box решили прекратить работу с дилерами и двигаться в сторону предустановок Remoto непосредственно на заводах. Так появились контракты с Nissan и Infinity (принадлежит Nissan Motor): сегодня все автомобили моделей Nissan Patrol и Infinity QX80 продаются в России вместе с Remoto. «Если клиент не хочет пользоваться нашей технологией, он может просто не устанавливать приложение на смартфон, – говорит Мишанин. – Наш основной заработок – плата пользователей за подписку и автопроизводителей за железо».

В 2015 году выручка bright box составит 200 млн рублей (60% из этих средств приходятся на Remoto). Штат компании, прежде состоявший из трех программистов, вырос до 50 человек. В январе 2015 года бизнес вышел за границу. Партнеры открыли первый зарубежный офис компании – в Дубае, а следом в Вене и Гонконге. Летом bright box подписала контракт с Nissan Middle East (ОАЭ) на установку Remoto в Nissan Patrol и Nissan Maxima, которые будут доступны еще восемнадцати странам региона.

Впрочем, в коммерческом смысле проект по-прежнему находится на самом старте: к облачной технологии Remoto на сегодня подключены чуть более шести тысяч автомобилей в России и за рубежом. Но в компании не сомневаются, что в будущем рынок оценит разработку и в этой цифре добавится нулей.

Автор: Вадим Смыслов

Фото: Арсений Несходимов для Slon MAgazine