Marat Ovchinnikov

Комментарии (2)

13 октября 2018

Запрет на посещение. В чем минусы перевода вузов на онлайн-лекции?

1.      С позиций студента. Сегодня, при обучении в бакалавриате предусмотрено, что,  примерно 36-37% времени студента приходится на лекции, 33-35 – на практические и лабораторные занятия и 30-35% на самостоятельную работу. В магистратуре, соответственно, 15-16, 15-16 и 68-70%. Для бакалавров перевод к он-лайн обучению (хотя это неточный термин для рассматриваемой ситуации) означает увеличение времени самостоятельной работы при сокращении времени аудиторных лекций. Для магистрантов это изменение в лекциях будет несущественным, поскольку перевод спецпредметов в онлайн будет незначительным, а сами лекции для магистрантов сегодня скорее проходят в форме семинаров и не могут быть заменены «чужим» онлайном.

2.      С позиций преподавателей (кафедры). В среднем, 16-18% времени занимают лекции, 32-34% - семинары, практики и лабораторные работы и 50% - иное (экзамены, консультации, экспертиза, проверки работ, комиссии и т.д.). Реально в онлайн можно перевести только некоторые базовые предметы 1-3 курсов, перевод в онлайн спецпредметов затруднен, поэтому выигрыш во времени составит до 10-12%. Подготовка же, постоянная корректировка и личное «расфазированное» ведение онлайн предметов теми, кто будет их вести,  займет много больше времени, чем сегодня аудиторные занятия.

Есть ряд побочных эффектов.

3.      Возможно, предлагаемые онлайн-лекции, как тексты, будут лучше многих читаемых сегодня, однако вопросы связи «внешних» лекций и «внутренних» практик-лабораторий, текущего контроля и экзаменов-зачетов неясно как и кем будут решаться. Ощутимый положительный результат может быть только в системе заочного образования.

4.      Преподаватель (платформа?) ведущий он-лайн курс. Вчера он читал курс для 100 студентов в аудитории. Завтра его курс «он-лайн» слушают 10000 студентов. Как он будет с ними контактировать и они с ним? Студенты из разных городов, с разными часовыми поясами. Если каждый задаст электронно хотя бы один вопрос в семестре, во что превратится жизнь преподавателя? А если обратной связи не будет, смысла в начинании и вовсе нет. Сегодня эта связь, в частности, реализуется в ходе аудиторных лекций и в процессе непосредственного прохождения материала.

5.      Опыт показывает, что к эффективной самостоятельной работе пригодны менее 5% студентов, а что делать с остальными 95%? Для последних лично-коллективный контакт с преподавателем очень важен.

6.      От чтения лекций пользу получают не только студенты, но и преподаватели, как с точки зрения более глубокого понимания собственного предмета, так и с точки зрения умения работы с аудиторией, изложения своих мыслей и т.п. Массовое прекращение чтения лекций, подготовки учебников и пособий приведет к снижению качества преподавательского состава (но сомнительно, что приведет к росту качества исследований, что есть отдельная тема).

7.      Есть опасность создания предметных монополий, что приведет к унификации, снижению разнообразия форм, методик,  интерпретаций по каждой конкретной дисциплине, вообще к снижению числа специалистов в стране по чтению определенных курсов.

На мой взгляд, после пилотных проектов, для ряда общих дисциплин младших курсов, ограниченно по некоторым дисциплинам и специальностям, онлайн обучение может быть введено. Но массово, быстро, принудительно для всех, - просто не получится. В конце концов, учебные планы для бакалавров уже утверждены на 4 года вперед в соответствии с действующими стандартами. Перспективы инициативы для заочного образования хорошие, для очного - не очень.

4 февраля 2017

-1

Импортозамещение протеста. Почему митинги против Путина и Трампа так похожи друг на друга?

Если переводить на язык экономки, то непонятно, почему выступления за свободу торговли, движение капитала, учет трилеммы Манделла и против барьеров есть исторический тупик для капитализма. Калифорния и Кремниевая долина голосуют за тупик?
Конец