
Vladimir Yefimov
Комментарии (1)
7 марта 2024
Не свобода, а мораль. Дмитрий Губин о том, чего не хватило России, чтобы стать Западом
В этой статье журналистом Дмитрием Губиным сформулирована проблема важности морали для жизни общества. И я согласен со многими положениями этой статьи, кроме одного, по-видимому, центрального для Губина.
Вот цитата из этой статьи: «Чтобы свободная рыночная экономика была еще и человечной, требуются ограничители. Некоторые из них хорошо известны, поскольку формализованы: независимые пресса, суды, профсоюзы, выборы, сменяемость власти, свобода забастовок и протестов. Но есть и другие: те, которые у адептов рынка в России (у меня в том числе) вызывали в 1990-х усмешку. Таким ограничителем является мораль: укоренившиеся представления общества о справедливости, базирующиеся на Западе на христианском (я не про церковь) культурном фундаменте. Милость к падшим. Признание в чужом ровни. Защита слабых. Мораль не в меньшей степени является ограничителем для частных и государственных безобразий, чем независимый суд или пресса. Может быть, даже большим, поскольку выкорчевать нравственное чувство все же сложнее, чем выхолостить социальные институты».
Я живу во Франции уже более тридцати лет и могу засвидетельствовать, что в этой стране достаточно многочисленны те, кто без зазрения совести нарушают моральные нормы в случае, если представляется возможность зашибить больше денег без каких-либо для них негативных последствий. «Нравственное чувство», о котором пишет Губин в значительной степени у них «выкорчевано». Пирамида потребностей Маслоу, которую упоминает Губин, имеет в качестве высшего уровня самоактуализацию. Этот уровень потребности относится к полной реализации своего потенциала в достижении поставленных целей. Если среди целей доминируют деньги, то и самоактуализация тесно связана с ними. В действующем в западных странах монетарном социальном порядке, о котором я пишу в своих работах, деньги являются важнейшим источником власти. Престиж и власть тех, у кого их много, связанная именно с наличием у них большого количества денег, становятся важнее их расширенных возможностей потребления.
Для исправления положения, деньги должны перестать быть важнейшим источником власти. Но это будет уже совсем другой социальный порядок, в котором, в частности, будет иметь место повышенная активность граждан в осуждении аморальных поступков. Но это потребует радикальных изменений во всей политико-экономической системе, в которой деятельность центрального банка будет находиться под постоянным общественным контролем. Нынешняя парламентско-президентская система правления этого обеспечить не может. Для реального народовластия народ, то есть прописанный в конституции суверен (верховная власть), и его наиболее активная часть — общественность — должны получить доступ к управлению денежными потоками. Это может быть обеспечено, по моему глубокому убеждению, только при развитой системе делиберативной демократии, которая должна дополнить представительную демократию и стать основой новой финансовой системы.