Сергей Нарышкин. Фото: kremlin.ru

Сергей Нарышкин. Фото: kremlin.ru

Политическую повестку по-прежнему определяют выборы. Тут есть рутина, а есть настоящие инновации. Ну вот, например, рутина. Доводилось уже рассказывать об активистке Виолетте Грудиной из Мурманска, которую — при наличии отрицательных пцр-тестов! — отправили в ковидный госпиталь только ради того, чтобы не дать ей зарегистрироваться в качестве кандидата на местных выборах. Ее наконец выписали, и это, конечно, хорошая новость. Но на выходе из больницы встретили полицейские и следователь. Следователь оформил подписку о невыезде, после чего Грудину отвезли домой — на обыск в рамках заведенного против нее дела «о нарушении санитарно-эпидемиологических норм».

Всегда интересно, что в таких случаях надеются найти? Умысел на нарушение норм? Свидетельства прискорбной антисанитарии, царящей в умах и квартирах оппозиционеров? Ладно, все проще на самом деле — просто крадут оргтехнику, да и все.

Грудиной, кстати, светит еще одно дело — по «дадинской статье», за «многочисленные нарушения правил проведения массовых мероприятий».

А вот, например, новость, позволяющая плавно перейти от рутины к инновациям: в Новосибирской области двух независимых кандидатов снимают с выборов за то, что они «дискредитировали первых лиц государства», а также «оказывали консультационную и юридическую поддержку участникам незаконных массовых мероприятий», то есть, попросту говоря, защищали жертв зимней полицейской охоты на людей. Так работает удивительный закон, лишающий граждан пассивного избирательного права за «поддержку экстремистских организаций». Тот самый, легендарный по-своему, имеющий обратную силу. Его только начинают применять, и каждую конкретную формулировку труженикам избирательных комиссий приходится изобретать заново. Что ж, будем следить, будем коллекционировать.

Или вот — совсем уже вести с фронта: «Памфилова призвала дать бой кандидатам-двойникам». «Мы должны дать общественный бой тем, кто, не рассчитывая на свою победу, понимая, что ничего не сделал, чтобы заслужить доверие избирателей, использует такие грязные технологии. В обществе должно быть полное неприятие таких методов», — заявила председатель ЦИК РФ. Звучит даже смело, если вспомнить, что двойников в этом сезоне модно использовать как раз против немногочисленных независимых кандидатов. Да еще против коммунистов, которых власть решила слегка поприжать. У КПРФ есть кандидат Удальцова, у «Коммунистов России» — кандидат Удалова в ее же округе. У КПРФ Валерий Рашкин, и у «Коммунистов России» Валерий Рашкин. Правда, тут тоньше. Фальшивый Рашкин идет на выборы по тому округу, по которому настоящий Рашкин избирался в прошлый раз. Не для того, чтобы помешать настоящему, но явно для того, чтобы попользоваться его славой. Ну и так далее, примеров несколько десятков.

Но вот отчего же явных двойников при этом регистрируют без всяких вопросов? Наверное, чтобы было, кому дать бой. Чтобы в ЦИК без дела в ходе выборов не сидели. Опять же, люди честные, хорошие. Консультационных услуг никому не оказывали и высших руководителей не дискредитировали.

Однако — раз уж мы об инновациях — главный ньюсмейкер на выборном поле сейчас не Элла Памфилова. Выборы близятся, и на поле боя появляется тяжелая артиллерия.