Конгресс США после многомесячной паузы вновь вышел на тропу санкционной войны против России. Как всегда, это делается под конец года, когда Конгресс должен принять Закон об ассигнованиях на оборону на новый 2022 финансовый год (Defense Authorisation Act 2022), выступающий в качестве «паровоза» для неудобных администрации законодательных инициатив, которые прицепляют туда в последний момент, поскольку считается, что оборонный закон президент не рискнет ветировать.
Три поправки
В четверг (ночью по московскому времени) Палата представителей приняла свой вариант закона (его затем рассмотрит Сенат), в который попали три санкционных поправки. Одна, конгрессмена Брэда Шермана (демократ от штата Калифорния), предлагает распространить американские санкции (запрет для покупки американскими физическими и юридическими лицами) на вторичный рынок новых выпусков российского госдолга независимо от валюты выпуска.
Поправка республиканца Майкла Маккола вводит блокирующие санкции в отношении юридических и физических лиц, ответственных за строительство и ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2». Она также отменяет действующее право президента (waiver authority) не вводить санкции против СП-2, если это отвечает национальным интересам США (чем администрация Байдена воспользовалась в июне этого года накануне саммита в Женеве).
Поправка Тома Малиновски (демократ от штата Нью-Джерси) и Джона Кертиса (республиканец от штата Юта) требует от президента США представить в профильные комитеты Конгресса мотивированное заключение относительно того, заслуживают ли российские лица из приведенного в поправке списка (там весь российский иконостас — от Мишустина до Симоньян — в соответствии с представленным ранее «списком Навального») введения против них блокирующих американских санкций в соответствии с разделом 1263 (b) «Глобального акта Магнитского». Впрочем, шансы последней, наделавшей на этой неделе много шума в российских СМИ, проблематичны, поскольку она избыточна — администрация имеет все полномочия вводить такие санкции в отношении любого российского лица как по «Акту Магнитского», так и по пресловутому CAATSA. Белый дом предпочел бы сохранить тут свободу рук, тем более что такая «отработка списка Навального» приведет к резкой эскалации конфликта с Москвой, которой администрация Байдена хочет избежать из-за загруженности другой повесткой и объявленного курса на «предсказуемые и стабильные отношения с Россией».
Поправка Маккола по СП-2 будет оспорена Белым домом как посягающая на прерогативу президентской власти самостоятельно определять внешнюю политику США и временно не вводить санкции, если это отвечает американским интересам и целям политики администрации (в данном случае цель — улучшение отношений с Германией).
Сдавать ли ОФЗ
Поправка Шермана, наоборот, имеет отличные от нулевых шансы на принятие Сенатом, республиканцы ее могут поддержать и или даже «улучшить». На российский госдолг американские законодатели активно покушаются с 2018 года. Трамп исполнительным указом № 13848 от 12 сентября 2018 года заблокировал покупки американцами новых выпусков российского госдолга, номинированного в долларах, оставив в покое рублевые ОФЗ и евробонды в евро. Байден в санкционном пакете за «злонамеренную российскую деятельность» (санкции за «хакерство») от 15 апреля 2021 года закрыл эту лазейку, запретив покупки нового первичного долга в рублях и евро, но не стал покушаться на вторичный рынок. В результате все новые выпуски ОФЗ выкупаются российскими госбанками, которые тут же вполне легально перепродают большие объемы облигаций иностранным инвесторам, включая американские банки и пенсионные фонды. В августе вложения нерезидентов в ОФЗ, по данным ЦБ, достигли исторического максимума в 3,225 трлн рублей или 20,9%.