Пункт для вакцинации от ковида, Рига, Латвия. Фото: Edijs Palens / Xinhua / Global Look Press

Пункт для вакцинации от ковида, Рига, Латвия. Фото: Edijs Palens / Xinhua / Global Look Press

Коронавирусная пандемия везде протекает по-разному, но все же несколько моментов являются общими для всех. Сейчас очевидно, что в странах, где вакцинация началась рано, например, в США, Великобритании и Израиле, защитные свойства вакцин к осени основательно ослабли. Лучше обстоят дела там, где сохранили определенные ограничения — будь то защитные маски, вакцинные паспорта или запреты общественных мероприятий. А хуже всего сейчас дела обстоят у тех, кто отказывается вакцинироваться.

Зима в северном полушарии все ближе. Сейчас даже самым отчаянным оптимистам очевидно, что пандемия никуда не ушла. Очевидно и то, что никакой ясности с коронавирусом, с тем, на что он способен и как с ним бороться, сейчас нет, как не было и в прошлом году.

В странах, где вакцинация проходит медленно, ситуация, несмотря на некоторое разочарование в вакцинах, значительно хуже. В этом случае одним из наиболее убедительных и наглядных примеров, к сожалению, сейчас является Россия, где что ни день, то новый антирекорд как по числу новых заражений, так и, увы, по числу летальных исходов. В Москве, которая, как всегда, на первом месте с конца в абсолютном исчислении, с 28 октября по 8 ноября вводится частичный локдаун. Разной степени ограничения вводятся во всех российских регионах, где борьба с пандемией, как и раньше, отдана на откуп местным властям.

«Приход отрицательных температур, снижающаяся эффективность вакцин и многое другое затрудняют прогнозировать дальнейшее течение пандемии, — уверен эпидемиолог из института Пастера Арно Фонтане, который является советником правительства Франции по борьбе с коронавирусом. — Ключевыми будут следующие 3–6 недель».

В Европе наиболее жесткие ограничения (назовем их для упрощения локдауном) пока введены в Латвии, однако новая волна пандемии накрыла не только эту балтийскую страну.

Очень не хочется называть COVID-19 вечным или непобедимым, но пока факты говорят о том, что победить его намного труднее, чем надеялись специалисты и обыватели — если вообще возможно. Заветная мечта — коллективный иммунитет — по-прежнему недостижима даже в странах с самыми высокими уровнями вакцинации. К тому же все больше сомнений в его эффективности и надежности как средства борьбы с вирусом. Поубавилось восторгов — особенно после появления штамма «Дельта» — и в отношении вакцин. Все больше свидетельств того, что они не так надежно, как хотелось бы, защищают от заражения короной, а только облегчают течение болезни и уменьшают вероятность летального исхода.