kremlin.ru

На минувшей неделе, как и в течение нескольких предыдущих, западный мир всеми силами пытался убедить Кремль, что военная операция на Украине, которая, как полагают источники американских и европейских СМИ, уже детально спланирована и технически осуществима, обернется для Москвы катастрофой. Риторику приглушает привычка жить под санкциями, ставшими за последние семь лет в России обыденностью, а по логике российского государства — и вовсе подарком судьбы. Но западные спикеры работают над формулировками, и всеми силами пытаются донести мысль, что звучащие предупреждения — не пустой звук.

На неделе немецкая газета Bild опубликовала подробную схему вторжения на Украину (вопрос о ее достоверности остается открытым), став уже как минимум пятым крупным западным СМИ, сообщившим о планах российских военных. Председатель Европейской народной партии, ведущей фракции Европарламента, Манфред Вебер в интервью тому же изданию заявил:

«Если Путин задействует оружие, то газопроводу «Северный поток-2» наступит конец. Ввод в эксплуатацию будет исключен. Эту цену должно четко озвучить будущее правительство».

Более размыто, но при этом не менее угрожающе на неделе выразился госсекретарь США Энтони Блинкен после встречи руководителей внешнеполитических ведомств государств-членов НАТО:

«Если Россия пойдет по пути конфронтации в отношении Украины, мы ясно дали понять, что ответим сам решительным образом, включая исключительные экономические меры, от которых ранее воздерживались». / «Они почувствуют последствия, если предпримут этот шаг», — вторила шефу Уэнди Шерман, заместитель госсекретаря.

Конечно, мы не можем судить о происходящем лишь на основании в целом предсказуемых заявлений западных политиков, игнорируя работу по дипломатическому урегулированию конфликта. Тот же Блинкен на неделе провел в Стокгольме переговоры со своим коллегой Сергеем Лавровым. Идет активная подготовка к организации новой встречи американского и российского президентов, и глава Белого дома Джо Байден уже анонсировал «долгий разговор с Путиным» по насущной проблематике. При этом, похоже, никто из западных политиков не готов исключать худшего.

Владимир Путин и Джо Байден / kremlin.ru

Война — слишком плохой, чего уж там, чудовищный вариант развития событий, чтобы заранее сокрушаться о его последствиях для отдельно взятой экономики. И все же анонсированный Западом санкционный сценарий действительно обещает быть чувствительным. Не стоит забывать, что Россия все еще пользуется известной свободой в международной торговле — в том числе на критически важном для нее мировом рынке углеводородного сырья. По-прежнему существует вероятность новых неприятностей в финансовой сфере — например, если у отключения РФ от системы SWIFT на сей раз появится уникальный повод. Даже громкие заявления вокруг кремлевского газопровода при всей их категоричности (ясно ведь, что будь у Европы надежная и выгодная альтернатива российскому газу, она бы уже давно отказалась его покупать) нельзя признать сугубо утопическими, учитывая, каким политическим сопротивлением до сих пор сопровождалась реализация «Северного потока-2».

Тем не менее, предельно жесткие экономические меры вряд ли смогут напугать Москву и побудить Владимира Путина к корректировке намеченной им стратегии — какой бы та в действительности ни оказалась. Стоит иметь это в виду при обсуждении эффективности новых «санкций из ада» и других подобных рычагов воздействия на Кремль, уверенного в неистощимости внутренних ресурсов, а главное, в невероятно высоком болевом пороге российского общества — готового в случае чего принять очередной рукотворный кризис от своего президента. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госрезервы. «Мы не должны тупо разбрасывать налево и направо эти зерна»