
Германия, 1948 год: нищая семья депортированных из Чехословакии судетских немцев с табличкой «Изгнаны из дома и со двора» просит подаяния на улице
Фото: Bundesarchiv
В издательстве «КоЛибри» (ИД Азбука-Аттикус) вышла [в начале 2022 г.] книга Андрея Шарого «Чешское время: большая история маленькой страны». Андрей Шарый — известный писатель и журналист, автор интеллектуальных бестселлеров о Центральной и Юго-Восточной Европе — живет в Чехии уже четверть века, и его книга (цитируем издательскую аннотацию) представляет собой «увлекательное путешествие во времени и пространстве: по ключевым эпизодам чешской истории, по периметру чешских границ, по страницам главных чешских книг и по биографиям знаменитых чехов, <…> попытка понять, откуда берут истоки чешское свободолюбие и приверженность идеалам гражданского общества».
Один из трагических эпизодов чешской истории, на которых подробно останавливается автор, — это послевоенная депортация из Чехословакии этнических немцев, которые в некоторых регионах страны вплоть до 1945-го составляли значительную часть, а то и большинство населения. Эти событиям посвящен отрывок из главы «Граница на замке», который мы публикуем с любезного разрешения издательства.
Убийство 1000 русскоязычных в Бендерах в начале 90-х молдавскими нациками при поддержке румынского спецназа тоже вряд ли будет расследовано. Кстати, до вступления в схватку армии Лебедя русскоязычных в основном защищал Правый Сектор.
Почему-то все забывают о том, что чешская промышленность всю войну исправно работала на Гитлера, но союзная авиация чехов не бомбила. Словацкая армия участвовала в нападении на СССР. Партизанское восстание в Словакии случилось только, когда Красная Армия подошла к границе. А восстание в чешской Праге произошло только, когда завершился штурм Берлина. Чтобы морально реабилитировать себя чехи решили отыграться на немцах с невиданной жестокостью. Известна практика, когда на границе немцев раздевали и отпускали голыми. Нашим военным приходилось выдавать несчастным мешки с дырками вместо платья. Это ужас для немцев и позор для чешской нации!
Эстонцы в начале 90-х точно так же голым выпиннули в Россию моего одноклассника, сторонника независимости Прибалтики, поменявшего квартиру в центре Самары на комнату в Таллине.Он стал членом Народного Фронта, но ужаснулся отношению к неэстонцам и перешёл в жёсткую оппозицию.
Печальной была судьба судетских немцев. На них вымещали злобу, хотя никто тогда не задумался над тем, что так поступать нельзя. Подобное отношение к побежденным известно с глубокой древности, которых рассматривали в качестве добычи.
А вот рассказ об одном этническом немце в СССР. В 1941 он служил в армии во фронтовой разведке, ходил за "языками", его знание немецкого было очень полезным. Командование его очень ценило, был награжден орденом и приказ об изгнании немцев из армии в отношении его не выполняло. В 1943 году он был тяжело ранен, из части выбыл по ранению, а из госпиталя его отправили в лагерь на Северном Урале. В лагере он познакомился со своей будущей женой. Она была еврейкой, а фамилия была похожа на немецкую, паспортистка ошиблась и написала в ей паспорте национальность немка, а когда она на это указала, то услышала: а какая вам разница, у нас в СССР все народы равны. Исправлять ошибку не стали. Во время войны она была студенткой, но из института попала в лагерь за национальность. В начале 50-х лагерь ликвидировали, и они стали работать инженерами на заводе. Жили потом в Свердловске.
Этнические чистки разной степени зверства никогда не прекращались в истории человечества. Ничего нового.
Внушают отвращение попытки натягивать на себя тогу морального превосходства в той ситуации, когда одни фашисты от других фашистов отличаются в лучшем случае количеством совершенных зверств, за которые никто не извинился и не понес наказания. Это уже веяние "гуманизма" - безнаказанно убивать невинных можно, но только тем, кто признан пострадавшим.
Приятно рассуждать об этом из сытого далёка, не учитывая накала страстей и кровавости конфликта.
Вот увидите, что, например, в грядущей новой Беларуси будут тысячи лишенцев несмотря на куда менее кровавый конфликт
Напрасно вы находите приятность в подобных рассуждениях, право. Ваше сегодняшнее сытое далеко может обернуться кровавым близко в один непрекрасный день.
Должен быть принцип неотвратимости наказаний за злодеяния. Тогда, возможно, кровавое близко отодвинется чуть дальше.
Уверен прямо на 100 процентов, что немецкое меньшинство в Чехии или Польше во второй половине 30-х буквально кричало что-то вроде: "Гитлер, введи войска" и яростно клеймо либералов и "национал-предателей" отщепенцев, которые в своём Берлине не хотели "сплотиться" вокруг "встающей с колен" нации.
А судетских немцев УЖЕ убивали чехи перед Мюнхеном. Несколько десятков было убито чешскоми силами правопорядка. В Крыму хотя бы русских не убивали.
Да, кричало. И нет сомнения, что если бы советских немцев не депортировали, они оказались бы на занятой фашистами территории, и те стали бы им оказывать всяческое благорасположение, то среди них нашлось бы немало тех, кто "приветствовал бы Гитлера". И что с того? Да, люди не идеальны. За это уже положено убивать?
Уверены, что и 950 тысяч советских немцев, депортированных в Сибирь и Казахстан в 1941 году, приветствовали бы Гитлера?
Ну, мне кажется, что большинство бы приветствовали. Как не неприятно это осознавать, но на их месте после сталинского Союза на их месте я бы тоже мог принять гитлеровскую Германию. А что вы хотите, мозги промыты были у большинства до белезны (или черноты, это уж вопрос определения).
После нападения на Перл Харбор в Штатах интернировали 120 тыс.собственных граждан японского происхождения. Потом извинились за расизм и выплатили компенсации. При этом американцы немецкого происхождения служили в армии - Курт Воннегут, например.
Думаю, что процент предателей среди советских этнических немцев вряд ли был бы намного выше, чем среди других национальностей.
И чехи и немцы в этих действиях, по крайней мере, были искренни. И не выдавали себя за жертву, как австрийцы, например.
Известная история. Очень неприятно оказаться той "щепкой", которая, когда "лес рубят". Есть повод задуматься, хотя, не задумаются ...