Бес в растерянности. Как и мы.

Бес в растерянности. Как и мы.

До Котласа поездом. От Котласа — два варианта на выбор: можно на тряском автобусе, который ползет по понтонному мосту, собирает пассажиров в окрестных деревнях и долго плутает по невеселому городу с веселым именем Коряжма. Займет часа полтора. Летом, говорят, быстрее, — летом ходит паром. Но у нас зима, впрочем, ненастоящая, московская, всего минус два. Местные жалуются на жару. Не привыкли, говорят, к такому.

А можно и на такси через ледовую переправу. Минут сорок. Хотя дороже, конечно. Сильно дороже. Через реку, через лес, мимо кладбища — и вот он, Сольвычегодск. Город-курорт, между прочим. До сих пор здесь живет и действует санаторий, где лечат от всех почти болезней целебными грязями и минеральной водой. Внутри не был, а снаружи выглядит по-советски, то есть страшновато. Однако мы не лечиться сюда приехали.

***

Знаешь, что должен увидеть, — видел фотографии, читал книги, ждешь встречи. Ждешь и не веришь — город, конечно, но в городе — меньше двух тысяч жителей, деревянные домики, тишь и покой. Место ли, где прячутся невероятные памятники?

Место, место. Первая база Строгановых — отсюда начиналось их продвижение на Урал и Сибирь. В начале истории богатейшего рода — загадка. По легенде первый предок Строгановых — татарский мурза, принявший христианство. Легенду уже в XIX веке разгромили тогдашние историки, которые решили, что Строгановы — новгородские торговые люди. Позже и эта версия не выдержала критики, сейчас считают, что они — из поморов. Но как бы то ни было, в конце XV века в Соли Вычегодской обосновался Федор Строганов, о котором уже кое-что известно достоверно. А его сын Аника купил здесь варницу за две гривны и стал варить соль. С этого и началось баснословное богатство. Дальше были пожалования от царей, движение на Восток, покорение Сибири. Строгановы — спонсоры походов Ермака, да и не было бы, возможно, никаких походов, если бы хан Кучум не решил опрометчиво напасть на их владения.

Усыпальница Строгановых.

Но они никогда не забывали этот маленький городок. В XVI веке здесь у них был настоящий замок — с башнями и укреплениями. Они строили соборы и церкви, естественно. Перед революцией церквей в городе было тринадцать. Теперь три. Самый старый — тоже XVI века — Благовещенский собор, в котором сейчас музей. В XIX его изрядно перестроили, но древняя основательность все равно опознается сразу. Во дворе — скромная усыпальница Строгановых. В печальном довольно состоянии. Как и собор, впрочем.

Благовещенский собор.

Самый красивый — конца XVII века — Введенский собор, действующий. Первое здание в стиле «строгановского барокко». Внутри семиярусный иконостас работы крепостного художника Строгановых Степана Нарыкова, которого богатые хозяева даже отправляли учиться за границу. Вокруг был монастырь, но не осталось ничего. Последний архимандрит монастыря — Феодосий (Соболев) — расстрелян в 1918-м в помянутой выше Коряжме. Теперь он святой нашей церкви.

Введенский собор.

И есть еще Спасообыденная церковь, которую начали строить в XVII веке, а закончили уже в XVIII. Изящная барочная вещица, похожая на шкатулку, отделанная хоть и без роскоши, но не без изысканности. Заколочена и попросту разваливается.

Спасообыденная церковь.