
«Каменный цветок»: мемориал на месте концентрационного лагеря Ясеновац. Автор Богдан Богданович
Автор фото: Petar Milošević / CC BY-SA 3.0 / commons.wikimedia.org
В 1990-х националистские движения буквально уничтожили Югославию изнутри. Кризис коммунистического режима после смерти Иосипа Броза Тито привел к тому, что хорваты и сербы, формально составлявшие население одной страны, начали активнее осмыслять себя через национальную принадлежность. Их борьба за влияние и территорию обострилась настолько, что спровоцировала череду жестоких конфликтов.
Однако не меньшее значение имела так называемая психологическая война: каждая сторона пыталась настроить сторонников таким образом, чтобы те перестали считать соседей людьми и начали воспринимать их как опасных монстров. Пропаганда подразумевала не только укрепление национального мифа с постоянными отсылками к подвигам прошлого, но и дегуманизацию противника.
После 1945-го коммунистические власти запретили осмысление Второй мировой как внутреннего конфликта между двумя народами. Санкционированная Тито парадигма подразумевала, что все население Югославии страдало только от внешних врагов — немцев и итальянцев, а также отдельных коллаборационистских организаций.
С конца 1980-х будущие президенты Сербии и Хорватии организовывали историю заново так, чтобы настроить своих граждан друг против друга. Слободан Милошевич напоминал о зверствах фашистского движения усташей и пугал население тем, что современная Хорватия руководствуется теми же принципами. Франьо Туджман напоминал, как после капитуляции усташей в окрестностях города Блайбурга сербы устроили массовые расправы. Хорватов тогда казнили во внесудебном порядке, многие погибли при невыясненных обстоятельствах по пути к местам заключения, а общее количество жертв послевоенных репрессий составило несколько десятков тысяч человек.
«Население Сербии поддалось пропаганде, которая утверждала, что усташи вернулись, — пишет историк Марко Хайдиняк. — Эту страшилку косвенно подтверждали националистические монологи первого хорватского президента Франьо Туджмана. Примерно тогда же Германия признала независимость Хорватии, что вызвало у сербов дополнительные зловещие ассоциации».
Психологическая война с обеих сторон подразумевала пересмотр истории. Сербы приукрашали данные о деятельности усташей, завышали статистику и переносили ответственность за преступления радикалов во Вторую мировую на современных хорватов. Хорваты, наоборот, приуменьшали количество жертв усташей и выставляли их чуть ли не мучениками, защищавшими мирных граждан от жестоких партизан.
Вдобавок Туджман и его последователи напоминали о преступлениях сербских националистов, которые тоже сотрудничали с немцами и итальянцами. Пропагандисты по другую сторону либо замалчивали неприглядные сюжеты, либо называли соотечественников героями, даже если хорватов за аналогичные действия обвиняли в бесчеловечности.
В истории Югославии периода Второй мировой трудно распределить роли: предполагаемые герои порой устраивали такие же зверские расправы как злодеи. Неспособность признать себя не только жертвами, но и преступниками привела к тому, что 45 лет спустя ненависть вспыхнула с новой силой. Сербы больше не видели в хорватах соседей, с которыми их связывают сложные, но не всегда плохие отношения. Хорваты навесили на сербов ярлык агрессоров, которые десятилетиями притесняли их и держали за людей второго сорта. И те, и другие требовали сочувствия за страдания, причиненные фашистами. Именно такая напряженная социальная обстановка обеспечила подходящие условия для войн в Хорватии и Боснии, преступлений против человечности и уничтожения мирных граждан с обеих сторон.
«Я сталкиваюсь с этим феноменом по всей бывшей Югославии, — признался писатель и поэт Боян Кривокапич. — Мы все хотим быть равными, но кто-то обязательно стремится к превосходству над другой группой. После конфликтов или политических реформ мы видим, как новая жертва, которая получила больше прав, ведет себя так же, как раньше действовали ее обидчики. Это проявляется в форме реваншистской политики или негативного отношения к меньшинствам».
Чтобы разобраться в перипетиях крупнейшего европейского конфликта 1990-х, сначала необходимо понять, что происходило с населявшими Югославию народами в предыдущую войну, когда сербские и хорватские националисты боролись между собой и одновременно противостояли коммунистам, а обычные жители страдали от этнических чисток и подвергались террору. Их трагедии тесно связаны с вековой историей взаимных обид и обвинений, неспособностью признать ошибки, отказаться от статуса жертвы и принять прошлое.
«Главная опасность обращения к прошлому для легитимизации политических процессов в настоящем заключается в том, что идеализированное прошлое может превратиться в национальную одержимость, — объясняет исследователь конфликтов на Балканах Марко Хайдиняк. — Во времена радикальных внутренних перемен, как после краха социализма в Югославии, подобная одержимость может отвлечь от реальных потребностей — например, от демократизации и экономической либерализации. Вместо этого целые нации предаются утопической мечте о возрождении империи и возвращении территорий. Чем более великим и победоносным кажется прошлое, тем проще мобилизовать массы, чтобы в очередной раз попытаться возродить это прошлое».
Эмоции и мораль понятны.
Для полноты картины трагедии времен 2й мировой войны необходимо посмотреть на следующее:
- количество погибшего сербского населения, тыс чел
- количество погибшего хорватского населения, тыс человек
- количество погибшего мусульманского населения, тыс чел
После этого часть вопросов может отпасть.
.
Справочно: в б. Югославии «мусульманин» это не вероисповедание, а национальность. В смысле - официально.
А какие именно вопросы могут отпасть и почему?
Кто больше виноват, например. То есть на кого в основном был направлен геноцид.
Если вы говорите про вину как ответственность за совершенное преступление, то субъектом такой ответственности является физическое лицо. Но из общего числа погибших, которое указано на википедии, нельзя понять, кто именно уничтожил (или отдал приказ уничтожить) и сколько именно человек. Следовательно, и вопросы никуда не денутся.
Если вы говорите про вину как коллективную ответственность народа, то тогда и вовсе непонятно, как вы собрались вычислить степень этой вины (и сравнить ее какой-то другой виной) на основании лишь обезличенных цифр смертей. Если во время конфликта погибли N людей национальности А и M людей национальности B, то только из того факта, что N больше M, во-первых, не следует, что все люди национальности А погибли именно в результате геноцида, а во-вторых, не следует, что все убийства в результате геноцида были совершены людьми национальности B. Отсюда и мой вопрос.
Это софистика. Контекст известен: активных боевых действий (собственно войны) на территории Югославии тогда не было. Были действия условных партизан различных сортов, реакции на них оккупационных войск и _многочисленные_ межэтнические столкновения.
Отчего же погибли тогда люди?, как не от геноцида отдних по отношению к другим и vice versa.
Задачи установления вины не стоит, стоит вопрос понимания, кто виноват больше, здесь не суд и обезличенных цифр без разбора каждого случая вполне достаточно _для этой конкретной задачи_.
То, что я изложил — это элементарная логика и здравый смысл. А вот то, что вы написали, выглядит как домыслы и обвинения без каких-либо реальных (материальных) оснований. Домыслы и голословные обвинения в таком серьезном вопросе крайне опасны, потому что часто приводят к ошибочным выводам, которые кроме очередного витка насилия ничего не принесут (и про это хорошо написано в статье).
Ответы на вопросы "отчего погибли люди" и "кто в этом виноват" — это не предмет абстрактных умозрительных размышлений кого бы то ни было на основании личных ощущений и предположений. Это предмет тщательного объективного расследования каждой отдельной смерти на основе реальных фактов.
То ест по вашей логике, для выяснения того кто виноват в Холокосте, необходимо расследование смерти каждого погибшего?
Самого факта наличия политики геноцида и существования лагерей смерти недостаточно?
Не совсем понятно, причем тут Холокост — это другая история, там другие обстоятельства, другие причины. Но, тем не менее, на ваши вопросы ответить могу. Это не по "моей" логике, а по общепринятой. Ведь именно это и было уже сделано давным-давно мировым сообществом. Виновные в Холокосте были не просто установлены, но и наказаны судами, в частности, в рамках Нюрнбергского процесса. Голословно никто никого не наказывал и на серьезном уровне не обвинял.
Что касается самого факта наличия политики геноцида и лагерей смерти, то тут требуется уточнение, что под этим понимается и про какую "достаточность" идет речь. Если какая-то, скажем, партия продвигает идеи геноцида, но при этом реальный геноцид не осуществляет — это одна ситуация (и одна степень вины). Если осуществляет — другая. Из того, что достоверно известно, ситуация в Югославии не была однородной. Там не было какой-то одной стороны, которая бы осуществляла геноцид других сторон. Геноцид был со всех сторон и степень его не обязательно пропорциональна степени погибших (может быть и так, но это требует расследования и не следует из общей цифры погибших само собой, потому что люди могли гибнуть и не от геноцида, а в результате боевых действий).
Но даже если будет достоверно установлено, что какая-то одна сторона уничтожила в результате геноцида больше людей, чем какая-то другая, из этого вовсе не следует, что первую сторону за это нужно осуждать больше, чем вторую. Обе будут повинны в страшном преступлении. Геноцид даже одного человека так же недопустим, как и геноцид тысячи.
Немцев тоже уничтожали в период WW2, однако я не слышал (пока) что это было признано преступлением.
То есть можем предположить, что есть одна сторона, более виновная чем другие.
Возможно и в жертвах _мирного_ населения (не партизан, не воинских или квази воинских формирований) в Югославии в период ВМВ также _более_ виновата одна из сторон.
Если вам неприятна или кажется неприемлемой моя методика через количество жертв, ваше право использовать иную.
Но здравый смысл подсказывает что чаще всего есть а bad guy. Смотри войну в Украине 2022г, как пример. Не надо усложнять типа все виноваты, да, оттенков тысячи, но есть вещи которые делают так что в итоге чёрное это чёрное, а белое это белое. Без полутонов.
Немцев массово в рамках геноцида никто не уничтожал. Поэтому и такое преступление как геноцид немецкого народа никто не совершал (соответственно, и признавать нечего). Геноцид исходил только со стороны нацистской Германии и ее сторонников. И преимущественно против евреев. Представители других национальностей, согласно источникам, уничтожались не столько по национальному признаку, сколько по признаку принадлежности к населению вражеской страны (недавно на Репаблике была статья об этом). Это (уничтожение мирных жителей) — тоже преступление, но не геноцид. Именно поэтому в случае WW2 и нацистской Германии все так однозначно.
Ваше "возможно, одна из сторон более виновата" звучит в данном контексте очень странно. Ведь у вас нет ни критериев определения степени вины, ни доказательств ее наличия. Возможно, виновата, а возможно, и нет. А возможно, и другая сторона виновата. Это беспредметный разговор. И, учитывая тяжесть вменяемого преступления, лично я считаю такие формулировки недопустимыми (потому что они разжигают межнациональную рознь).
Никто не отвечает, видимо, неинтересно.
Позволю себе же самому и ответить....
Источник: википедия.
Serbs: 530 тыс чел
Croats: 192 тыс чел
Muslims: 103 тыс чел
Montenegris: 20 тыс чел
Jews: 57 тыс чел
Others: 125 тыс чел
World War II casualties in Yugoslavia - Wikipedia
бесит что вот пишут люди книжки, выводы делают, предупреждают, а потом, стоит одному пахану других назвать нацистами и все, мочилово опять одобряется.
Что с руками Гитлера и Павелича на снимке?
Все остальные детали чётко видно.