12 июня, в день России, в Москве заново открылся старый-новый «Макдоналдс». Он теперь носит странное название «Вкусно и точка» («Мы очень долго думали над этим названием», — заявил гендиректор экс-«Макдоналдса» в России Олег Пароев), но выглядит практически так же. С точки зрения национал-патриота, взят окончательный символический реванш за унижение 1990-х, но и под новой вывеской будет скрываться тайная приверженность западному стандарту.

Открылись сразу 15 ресторанов, в том числе флагман на том же месте, на Пушкинской площади, где в 1990 году, еще в СССР, открылся самый первый «Макдоналдс»; тогда еще под логотип поначалу встроили маленький советский флажок, что вызвало неудовольствие национал-консерваторов — золотые арки в их трактовке как бы визуально унижали государственный символ.

Флажок, впрочем, через год убрали, так как приказал долго жить сам Союз, логотип приобрел стандартный вид без национального колорита. Но отношение не изменилось: везде, не только в СССР/России, «Макдоналдс» имел политическое измерение. Он не был просто сетью забегаловок, он был символом власти глобальных корпораций и их победы над самым крупным авторитарным режимом в мире.

Люди, ностальгировавшие по СССР, особенно те, в чьи должностные обязанности входило его сохранение, наверняка смотрели на гигантскую очередь в «Макдоналдс» как на демонстрацию унижения великой страны капиталистами — особенно обидной от того, что ведь и в СССР в конце 1930-х развивали очень похожий проект фастфуда (ну да, тоже вдохновленный американцами, но тем не менее), и он даже набирал обороты, но помешала война, а потом стало не до того, и вот, как выяснилось, именно этого-то людям в итоге и не хватило.