Maurizio Gambarini / dpa / Global Look Press
Идея Захара Прилепина сотоварищи создать специальный орган для выявления деятелей культуры, недостаточно сильно восторгающихся спецоперацией (ГРАД, «Группа по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры», первое заседание в Думе уже состоялось), вызывает оправданный интерес публики. В первую очередь, конечно, тех, кто уже оказался или может оказаться в прилепинских списках.
В общем, понятно, что про это могут сказать — и говорят — люди либеральных взглядов. Праведный гнев, вроде бы, — сильная эмоция, но для нас и он теперь — штука банальная. Ну да, совком пованивает, ну да, стукачество рвутся поощрять с использованием современных технологий, даже форму специальную для этого разработали… Все так, и что?
В стремлении отделить зерна патриотической путинской интеллигенции от плевелов, пораженных западной спорыньей, вообще ничего нового нет. Мысли такие самые разные деятели культуры высказывали задолго «до». Худсоветы при театрах, комитеты по нравственности на ТВ, прочие «экспертные группы»… Чего только не успели выдумать в последние годы радетели за чистоту государственной идеологии (хоть и нет у государства внятно прописанной идеологии, а Конституция до сих пор запрещает ее формулировать). Теперь запрос на чистки сформирован, и люди, годами ждавшие своего часа, почувствовали, что время их пришло.
Тут есть еще по-человечески понятный, в чем-то даже трогательный момент: у творцов-государственников — свой ресентимент, своя обида. Они твердо уверены, что гениальные их произведения плохо продаются исключительно потому, что существует некий заговор врагов-либералов, которые душат достойное и протаскивают в издательства, на сцены, на ТВ и в кино всякую гнусную непотребщину. Пора мстить! Самые глубокомысленные, как и положено подлинным антифашистам, заговор этот считают сионистским, прочие просто дуются — и на «тусовочку», и на публику, и даже чуть-чуть на государство, которое без должной жесткости ведет культурную политику.
Пытаются — сейчас особенно активно и понятно почему — организовывать кампании против дегенеративного искусства. Без борьбы с дегенеративным искусством какой же теперь антифашизм? Получается по-разному, но в основном получается плохо. Пару месяцев назад творцы-патриоты начали поход против книги Катерины Сильвановой и Елены Малисовой «Лето в пионерском галстуке» (повесть о любви пионера к вожатому на закате Советского Союза). В первых рядах мчался на врага, кстати, помянутый уже Захар Прилепин.
Итог: завываниями своими борцы за чистоту сделали книге отличную рекламу, она до сих пор в топах продаж, писательницы в спешке сочиняют продолжение. И даже Роскомнадзор не нашел в повести никакой пропаганды гомосексуализма, хотя искал целенаправленно. Даже жалко немного: книжка, говоря откровенно, совсем слабенькая. Но с другой-то стороны, раз детям нравится, пусть читают. Пусть цветут сто цветов, пока поляна не превратилась в плац.
При такой эффективности желание заручиться поддержкой государства, выхлопотать себе право решать, какое искусство нужно родине, — оно вполне ожидаемое. У самих-то не получается. Ничего не получается. Даже травлю нормальную организовать не могут. Нужна настоящая бумажка, нужен мандат!
Разоблачение Захара
И вот тут как раз начинается интересное. Принято почему-то считать, что в рядах сторонников режима царит похвальное единомыслие. Что все эти любители начальственного сапога образовали какой-то липкий ком, и что катится этот ком по Руси, уничтожая все живое.
А вот нет!