Дарья Дугина с отцом, Александром Дугиным

Дарья Дугина с отцом, Александром Дугиным

Telegram

Самым обсуждаемым событием последних дней стала гибель Дарьи Дугиной — дочери философа Александра Дугина, которого называют идеологом русского фашизма. По версии следствия, в ее автомобиль было заложено взрывное устройство. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье «убийство, совершенное общеопасным способом». Тем временем развернулась дискуссия — кто был мишенью преступников: сама Дугина или ее отец? Они оба являлись сторонниками «спецоперации» и позволяли себе риторику ненависти в отношении украинцев. Представители провластных российских сил заявили, что за убийством стоит Киев. В Украине это отрицают. Сам Дугин утверждает, что в последнее время ему и его дочери поступали угрозы от «украинских националистов», но он якобы не придавал им значения. Фарида Курбангалеева поговорила с политологом Антоном Шеховцовым — специалистом по ультраправым движениям и автором статей о современном фашизме, чтобы выяснить — что из себя представляли отец и дочь Дугины, и кому могла быть выгодна смерть одного из них.

— Главный вопрос, который обсуждают сейчас люди разных политических взглядов — кто может стоять за этим преступлением?

— Начну с того, кто за этим не может стоять. За этим не может стоять Украина. Украине это не нужно, это даже бессмысленно. И это не та фигура, которая интересовала бы Украину в этой войне — это слишком мелко, грубо говоря. Что касается вопроса — кто бы это мог сделать, то источник этой операции следует искать в самой России. И здесь, как мне кажется, есть две основные версии. Первая версия — это дело рук «движения сопротивления» антипутинского, какой-нибудь партизанщины. У меня нет никаких подтверждений, что такое [движение] вообще существует. Но теоретически это могли быть они.

Второе мое предположение — это дело рук прокремлевских сил, которые решили использовать убийство как повод для эскалации. Предположение гипотетическое, в том смысле, что [надо посмотреть], как будут развиваться события. Если мы увидим, что убийство Дарьи Дугиной (которое, я больше чем уверен, было случайностью, потому что основной целью был ее отец) будет использоваться российскими властями для эскалации войны против Украины, то мое предположение имеет право на существование.

Почему именно Дугин? Потому что на протяжении многих лет у него выстраивался имидж человека, который имеет влияние на Кремль. Это, конечно, полный бред. Никакого значимого влияния на Кремль он не оказывал, идеологом Кремля он не является. Но у него есть такой имидж. И поэтому люди, которые знают его реальное влияние, могли бы пожертвовать им. Медийно это выглядело бы как покушение на идеолога Кремля, поэтому «мы сейчас сделаем в ответ что-то большее», и будет какая-то эскалация.

Здесь нужно понимать один важный момент. Насколько я знаю по моим источникам, Дугин с февраля находился под охраной ФСБ. И либо это означает, что эта машина находилась без присмотра, а если действительно его охраняла ФСБ, то это либо расхлябанность, либо это что-то умышленное. Я здесь не хочу строить какой-то особенной конспирологии, но получилось так, что [спецслужбы] закрыли глаза на такой важный момент безопасности человека, которого они охраняли.

— Вы сами ожидаете эскалации насилия вокруг Украины?

— Сейчас же не просто обычное время. Сейчас буквально три дня до Дня независимости Украины. Многие ожидают, что на 24 августа планируется какая-то эскалация. Просто так сказать, что на День независимости будет эскалация — [российским властям] сложно, как это обосновать? А использовать покушение на Дугина как повод — можно. Будет ли использоваться такой нарратив — мы увидим совсем скоро.

— Украинский политик Борислав Береза тоже считает, что смерти Дугина могли желать российские провластные силы. Но, по его мнению, покушение готовили представители «партии войны», потому что Дугин стал их конкурентом за внимание Путина. Что вы думаете об этом?

— Ну нет. Дугин — очень известный персонаж, сильно раскрученный. Но в действительности он не является чем-то значимым, и никакой конкуренции он, конечно, составить не мог. В околокремлевских кругах у него есть достаточно влиятельные оппоненты — те самые оппоненты, которые устроили так, что он больше не преподает в МГУ. Это внутренние разборки. Может быть, он и является кому-то конкурентом, но не за внимание Путина, конечно же. У него гораздо ниже уровень влияния и работы.