Заседание Госдумы

Заседание Госдумы

Фото: сайт Госдумы РФ

Вероятность всеобщей мобилизации на войну в Украине в очередной раз стала одной из самых обсуждаемых тем в Госдуме. На пленарном заседании нижней палаты парламента 20 сентября лидеры думских фракций даже заочно поспорили о том, кого нужно отправлять на войну. Представитель «Справедливой России» предложил в первую очередь мобилизовать самих депутатов и членов партий — их в Россия целая армия. Трансляция заседания ведется на сайте Госдумы.

Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, говоря о реалиях наших дней, напомнил, что против России воюет киевский режим, «ведомый блоком НАТО, США и значительной частью коллективного Запада». И то, что происходит в последнее время на фронте, — это «запредельные вещи с точки зрения человеческого сознания». Поэтому, добавил он, важна «самомобилизация», российские регионы постепенно формируют добровольческие подразделения.

«Необходимо поддерживать этих сильных людей, которые готовы рисковать своей жизнью. Нужно решать вопросы со льготами и преференциями им. Наступил момент истины. Возможно, нам придется увеличить расходы на оборону», — сказал Слуцкий.

Председатель КПРФ Геннадий Зюганов призвал депутатов «избавиться от иллюзий» и осознать, что «против нас идет большая война», она разрастается и приносит огромные жертвы. Припомнив победу в Великой Отечественной войне, он заявил, что сейчас нужно в первую очередь «мобилизовать себя», необходимы «духовная мобилизация», «сплоченность общества» и «иная внутренняя политика».

Зюганов также предложил провести закрытую встречу депутатов с военным командованием, чтобы понять, как на самом деле обстоят дела на фронте. Он сослался на информацию о нехватке «теплых портянок и накидок» у военнослужащих.

Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Олег Нилов, рассуждая о мобилизации населения, отметил, что у России еще есть военные резервы. Кроме того, по его мнению, перекладывать ответственность на простых граждан не корректно, пока сами депутаты находятся далеко от передовой.

«Нас с вами 77,5 тысяч депутатов в России. Аппараты, помощники — это 700 тысяч [человек], а членов партий — под 3 миллиона. Вот к кому первым делом надо обращаться с призывом о «самомобилизации». Этого будет достаточно, чтобы победить», — считает парламентарий.

Официально в России мобилизацию не объявляли, она идет латентно. В частности, на войну сейчас активно набирают заключенных в колониях — этим занимается ЧВК «Вагнер». По данным правозащитников, за несколько месяцев представителям ЧВК удалось завербовать до 10 тысяч осужденных, которым обещают помилование. Кроме того, скрытая мобилизация идет в бюджетных учреждениях и учебных заведениях. На улицах южных городов, например, в Ростове-на-Дону, с прохожими уже открыто беседуют вооруженные ⁠люди ⁠в масках и призывают вступить в армию.

За всеобщую мобилизацию в стране выступает глава Чечни Рамзан Кадыров. Он предложил каждому региону собрать по 1 тысяче добровольцев для отправки на войну в Украине. Его инициативу поддержали несколько губернаторов, в том числе главы Крыма, ⁠Курской области и Марий Эл. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уверяет, что Кремль не планирует проводить всеобщую мобилизацию.

Между тем, 20 сентября Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки в Уголовный кодекс и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которым вводятся понятия ⁠«мобилизация», «военное положение» и «военное время». Кроме ⁠того, ужесточается наказание за самоволку, неисполнение ⁠приказов, мародерство ⁠и отказ участвовать в военных действиях.

В числе законодательных инициатив — введение новых статей 352.1 УК РФ («Добровольная сдача в плен») и 356.1 УК РФ («Мародерство»). За добровольную сдачу в плен будет грозить от 3 до 10 лет лишения свободы, если нет признаков государственной измены. За мародерство — вплоть до 15 лет колонии. Новые поправки также вводят уголовную ответственность за неявку на военные сборы — до 10 лет колонии по статье 237 УК.

Кроме того, станет строже наказание «за самовольное оставление части в период мобилизации и военного положения» (статья 337 УК). За самоволку от 2 до 10 суток планируют ввести наказание до 5 лет лишения свободы (сейчас — до 1 года), от 10 суток до одного месяца — до 7 лет лишения свободы (в данный момент до 3 лет), а свыше месяца — от 5 до 10 лет колонии, а не до 5 лет.

«За отказниками тоже пришли. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях предлагается наказывать лишением свободы на срок от 2 до 3 лет (ч. 2.1 статьи 332 УК)», — отметил правозащитник Павел Чиков.

Владимир Путин ⁠все ⁠больше делает ставку на нерегулярные добровольческие формирования, а не ⁠на обычные части и соединения ⁠Вооруженных сил РФ, отмечают в ⁠американском Институте изучения войны (ISW). Авторы доклада ⁠считают, ⁠что летом и осенью после поражения в Харьковской области президент России действовал в обход российского высшего военного командования.

«Ухудшение отношений Путина с военным командованием и российским Минобороны может отчасти объяснить растущее внимание Кремля к вербовке плохо подготовленных добровольцев в специальные нерегулярные подразделения, а не к попыткам привлечь их в резервы для пополнения регулярных боевых частей», — считают военные эксперты.

С начала сентября в результате стремительных наступательных действий ВС Украины российские войска практически полностью оставили территорию Харьковской области, сдав ключевые узлы обороны — Изюм и Купянск. Также они сдают свои позиции в Херсонской области. Украинские войска вернули под свой контроль несколько сотен населенных пунктов на общей площади около 6 тысяч квадратных километров. Это означает, что ВСУ на значительном протяжении вышли к границам с Россией, которые они не контролировали с марта. Западные СМИ и военные эксперты оценивают происходящее как переломный момент в войне, когда Украина перехватила инициативу.