Мобилизация в Усмани, Липецкая область

Мобилизация в Усмани, Липецкая область

vk.com

На украинских территориях, взятых под контроль Россией, завершились пятидневные референдумы. Параллельно в России разворачивается мобилизация, для вдохновения которой они понадобились. Вопреки многим прогнозам и ожиданиям, призыв резервистов не оборачивается проблемами для власти, и это совсем не так удивительно, как может показаться.

Официально результаты референдумов еще не подведены, но, нет сомнения, будет объявлено о полной поддержке присоединения, и к следующей неделе, как говорят (пока что неофициально), Запорожская и Херсонская области вместе с республиками Донбасса уже будут окончательно объявлены частью России.

Несмотря на то, что референдумы по разнообразным и очевидным причинам в мире не собирается признавать, кажется, никто, в самой России они заранее были объявлены безусловно легальными и легитимными. Уже вовсю обсуждаются планы по созданию Крымского федерального округа в составе присоединяемых территорий; возглавить его будто бы должен Дмитрий Рогозин, недавно бесславно покинувший пост главы «Роскосмоса».

Референдумы и присоединение территорий, впрочем, служат не столько следствием, сколько искусственно созданным объяснением для закрепления российской власти в этих регионах, фактическим основанием которой является присутствие российских войск. Их смысл — в том, чтобы превратить военную спецоперацию за пределами страны во внутреннюю контртеррористическую операцию.

Циники утверждают, что это еще и позволит существенно сэкономить на выплатах военнослужащим, которые с момента присоединения уже не будут считаться несущими службу за рубежом. Но совпадение резкого ускорения проведения референдумов (а ведь еще незадолго до этого их собирались отложить до более спокойных времен, хотя бы до октября-ноября) с частичной мобилизацией указывает на то, что главная цель, кажется, все-таки заключается в изменении дизайна спецоперации так, чтобы она не только в риторике власти, но и в глазах граждан России стала выглядеть не наступательным, а оборонительным действием, сражением за собственную страну — «идет спецоперация народная, священная спецоперация». Это, по замыслу, должно вызвать у граждан больше энтузиазма. А тем, кто не понял, Владимир Путин на всякий случай ненавязчиво подсказывает: «В Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе прямо подталкивают Киев к переносу военных действий на нашу территорию».

Мобилизация в России продолжается уже неделю и, вопреки многим прогнозам и ожиданиям, не вызвала в стране массового сопротивления — случились лишь несколько локальных митингов и импульсивных акций по поджогу военкоматов. Да, россияне кинулись осаждать пограничные пункты сопредельных стран — в один только Казахстан с 21 сентября выехали почти 100 тысяч человек. Однако в целом мобилизация идет без особых проблем для власти.

При этом новости из регионов порой приводят в изумление.