Фото: сайт Госдумы
Совет Госдумы принял решение об ограничении трансляции пленарных заседаний в режиме реального времени, сообщил сегодня ТАСС со ссылкой на источник. Произошло это в день, когда нижняя палата парламента должна рассмотреть во втором чтении законопроект о возможности призыва на военную службу по мобилизации граждан, имеющих судимость за тяжкие преступления.
Пленарное заседание началось во вторник в 12 часов по московскому времени. Обычно на сайте Госдумы ведется трансляция в режиме реального времени. Но, как передает корреспондент Republic, сегодня увидеть, что происходит в зале заседаний невозможно — вместо трансляции висит картинка о заседании комитета по бюджету и налогам. Остается пока неясным, это разовая акция или постоянное решение.
В сегодняшней повестке Госдумы — одобрение возможности мобилизации на войну осужденных по тяжким статьям. Для этого был разморожен законопроект четырехлетней давности, внесенный группой единороссов. Призывать в армию судимых по тяжким статьям в России было запрещено с 1997 года, но после начала полномасштабной войны в Украине такой вербовкой занимается ЧВК «Вагнер».
Проект закона был внесен в парламент еще в 2018 году. На прошлой неделе в него была внесена поправка, согласно которой предлагается исключить пункт 4 статьи 17 из Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В нем говорится, что «призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления».
Авторы внесенной поправки — председатель и зампредседателя комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов и Андрей Красов. Открытым текстом о снятии запрета на мобилизацию осужденных депутаты не говорят — изначальной целью законопроекта указана возможность прохождения альтернативной службы. В Госдуме предлагают привлекать альтернативно служащих на должности гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в период мобилизации.
Де-факто судимых за тяжкие преступления уже мобилизуют в России. На прошлой неделе связанное с бизнесменом Евгением Пригожиным издание РИА ФАН опубликовало видео, где, как утверждается, воевавшим за ЧВК «Вагнер» заключенным, потерявшим конечности на фронте, вручают награды, а также справки о помиловании и освобождении. Правозащитница Ольга Романова отметила, что «очень похоже, что это просто филькина грамота с чьей-то печатью».
«Миловать может только президент, причем процедура эта сложная и начинается с комиссий по помилованию региональных общественных палат. Это так в законе, другого закона никто не принимал. Задним числом закон не принять, ибо закон обратной силы не имеет. Региональные общественные палаты ничего не рассматривали, никаких прошений о помиловании. Так что какие это бумажки вручают зекам — ХЗ», — объяснила глава организации «Русь сидящая».
Она добавила, что одному из персонажей на видео оставалось сидеть еще 13 лет, он получил свой срок за убийство судьи, за что был осужден на 23 года колонии. Другой мужчина в 2017 году получил 13 лет колонии за разбой, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, и попытку угона.
Евгений Пригожин сегодня прокомментировал обсуждение в Госдуме законопроекта о мобилизации зэков, осужденных за тяжкие преступления.
«Я, к сожалению, не в курсе принятия этих законов. Но предполагаю следующее: если человек совершил тяжкое преступление, сел в 25 лет, освободился в 40 лет, сейчас ему 45, а судимость снимется, когда ему будет к 50, то принимайте закон и отпускайте его на войну. Он уже отсидел свое. И, на мой взгляд, не обязан раскланиваться на каждом углу и извиняться перед каждым встречным до конца своих дней»», — заявил он.
В начале октября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос об официальном статусе основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина в рамках военных действий в Украине, заявил, что он — «гражданин, предприниматель, и это самое важное». При этом частные военные компании в России запрещены, за наемничество предусмотрено суровое наказание — вплоть до 18 лет лишения свободы.
В конце сентября 2022 года Евгений Пригожин официально признал, что в 2014 году создал ЧВК «Вагнер». В предыдущие годы он всячески отрицал свою причастность к ЧВК «Вагнер» и даже судился с журналистами, которые называли его основателем ЧВК.
С весны 2022 года Пригожин ездит по российским колониям, где вербует заключенных на войну в Украине. По данным правозащитников, всего ЧВК «Вагнер» удалось завербовать не менее 12 тысяч зэков. Им обещают помилование после участия в боевых действиях. Первое веское доказательство вербовки появилось в середине сентября — вместе с публикацией видео с Пригожиным в одном из российских исправительных учреждений.
В этом видео представитель ЧВК «Вагнер» говорит о тяжелой войне, у наемников расход боеприпасов в 2,5 раза больше, чем в Сталинграде. В ЧВК нужны крепкие мужчины от 22 до 50 лет на роль штурмовиков, которые должны соблюдать строгие правила.
«Первый грех — это дезертирство. Никто не дает заднюю, никто не отступает, никто не сдается в плен. Когда вы будете обучаться, вам расскажут [что делать] при сдаче в плен, про две гранаты, которые вы должны иметь с собой. Второй грех — это алкоголь и наркотики в зоне боевых действий. Пока полгода вы с нами, вы все время в зоне боевых действий. И третий грех — мародерка, включая сексуальные контакты с местными женщинами, флорой, фауной, мужчинами там, с кем угодно», — говорит вербовщик.
По его словам, первые заключенные с ним воевали в Украине 1 июня. При штурме Угледарской ТЭЦ из 40 человек якобы только трое погибли, семеро были ранены. Похожий на Пригожина человек также заявляет, что у ЧВК «Вагнер» есть самолеты, РС3О, танки — «все, что необходимо для того, чтобы эффективно наступать».
Тела погибших наемников хоронят на аллеях героев, рядом с часовней ЧВК «Вагнер» в Горячем ключе или по месту, которое будет указано в завещании. Тем, кто выживет, через полгода обещают помилование.
«Вопросы гарантии и доверия следующие. У вас есть кто-нибудь, кто может вас с десяткой срока отсюда, из зоны, вытащить. Есть? Двое, кто вытаскивает — это Аллах и Бог в деревянном ящике. Я вас живыми забираю. Но не всегда живыми возвращаю, — заявляет вербовщик. — Те, кто хочет остаться с нами, остается с нами, поэтому вариантов вернуться на зону нет никаких. Тем, кто приезжает и в первый день говорит «куда-то я не туда попал», мы делаем отметку «дезертир», и после этого следует расстрел».
В американском Институте изучения войны (ISW) назвали такие методы вербовки «сталинскими».