Пресс-служба Уралвагонзавода
О переходе российской экономики на военные рельсы говорили весь последний месяц, и вот — президент России ввел военное положение, столь же «частичное», как и мобилизация военнообязанных. Судя по мерам, которые предусмотрены, мобилизация экономики не за горами. О том, к чему это может привести, «Деньги» поговорили с первым министром экономики России, профессором Андреем Нечаевым.
— Владимир Мау предложил Госдуме подумать о переходе к мобилизационной экономике. При этом он считает, что такая модель не противоречит рынку и не означает перехода к советским практикам. С вашей точки зрения, это возможно?
— Думаю, что Владимир Александрович, особенно в силу недавно постигших его проблем, пытается слегка встроиться в мейнстрим. С моей точки зрения, рыночная экономика и мобилизационная экономика противоречат друг другу. Тем более, что, скорее всего, применительно к России, речь будет идти о мобилизационной экономике советского типа.
Недаром предложения об импортозамещении, которые недавно внес Минпромторг, были креативно названы «квазиплановыми». Они напоминают советский опыт. Это будет концентрация ресурсов на каком-то, сравнительно небольшом, числе приоритетных направлений.
То же импортозамещение, на самом деле, тоже требует определенного импорта (в основном оборудования), а обеспечить параллельный импорт в достаточных количествах по всему спектру секторов невозможно. Поэтому, скорее всего, это будет концентрация ресурсов и финансовых, и, тут еще очень важно, инженерно-технических, конструкторских кадров. Ситуация осложняется тем, что многие конструкторские школы просто потеряны. Одной из серьезных проблем российской экономики во вполне мирное время был дефицит высококвалифицированного нижнего инженерного персонала и высококвалифицированных рабочих — притом, что многое тогда базировалось на импорте.
Поэтому это будет ограниченное число направлений, скорее всего, так или иначе связанных с безопасностью, т.е. с военно-промышленным комплексом. А все остальные сектора, особенно связанные с выпуском потребительских товаров, окажутся в положении аутсайдеров, и будут все более отставать от развитых экономик.
Когда мне говорят, что все-таки Советский Союз мог сконцентрировать усилия и создать водородную бомбу, первый спутник, я говорю:
«Конечно, да, по каким-то направлениям возможны прорывы. Но только хочу вам напомнить, что туалетную бумагу в СССР начали производить в 1969 году, а 25 лет лучшим автомобилем были «Жигули», которые являлись перепевом модели итальянского «Фиата» первой половины 60-х». Вот и все.